Совет 1: Сколько на небе звёзд

Ночное небо, усеянное крохотными светящимися точками звезд, — завораживающее зрелище. Даже при самой сильной остроте зрения человеческий глаз способен заметить ничтожно малую их часть. Если же наблюдатель находится на освещенных улицах крупного города, число видимых звезд сокращается до нескольких десятков.
Оптические приборы, сокращающие расстояние до звезд, — бинокли, любительские и мощные профессиональные телескопы — открывают бесконечную череду небесных тел. Невооруженному взгляду вдали от огней больших городов открывается около двух тысяч звезд. Это — третья часть общего количества, видимого в двух полушариях планеты. Вне обзора остаются звезды противоположного полушария и те, что расположены у горизонта — там, где снижается прозрачность атмосферы.

Звезды, получившие имена

У самых ярких и крупных звезд есть по несколько названий: каждый народ Земли давал им свои имена. До наших времен дошли названия примерно 300 из них — с шумерскими, аккадскими, коптскими, семитскими, греческими, римскими и, конечно, арабскими корнями. Однако на картах звездного неба светила обозначаются буквами греческого алфавита с принадлежностью к созвездию. Чем меньше яркость звезды, тем дальше от начала алфавита обозначающая ее буква.
У звезды Денеб («хвост» по-арабски), «альфы» созвездия Лебедя, есть несколько «тезок» — из созвездий Кита (Денеб Кайтос), Льва (Денебола), Скорпиона (Денеб Акраб), Дельфина и Орла.

Около двух десятков названо именами открывших или описавших их астрономов. Таковы летящая звезда Барнарда в созвездии Змееносца и звезда Каптейна в созвездии Живописца, невидимые невооруженным взглядом и открытые с использованием мощных оптических приборов. Доступна для наблюдений в Северном полушарии гранатовая звезда Гершеля в созвездии Цефея. Фамилии астрономов Ван Маанена, Кшеминского, Пшибыльского, Поппера, Лёйтена, Тигардена также сопровождают упоминания описанных ими звезд. Однако список этот — неофициален. Непросто припомнить, скольким первооткрывателям из других областей науки присуща такая же скромность.

Хитроумные учредители компаний, предлагающих назвать какую-нибудь звезду в честь желающего заплатить за это деньги, успешно делают деньги из воздуха. Никаких сведений о наименовании в официальных звездных атласах не останется, а о существовании сертификата о присвоении звезде нового имени будут знать только две стороны — заплатившая и принявшая плату.

Безымянные звезды

После примерно 6 тысяч звезд, видимых невооруженным взглядом, следуют объекты, различимые в бинокль. При таком увеличении число звезд вырастает до 200 тысяч. Согласно системе звездных величин, разработанной древнегреческим астрономом Гиппархом Никейским и усовершенствованной в наши дни, это — звезды 9-10 величины.

Звезды 11-12 величины видны через окуляр скромного любительского телескопа, а количество их возрастает до 2 миллионов. Мощный телескоп позволяет различить объекты до 15-16 величины, увеличивая их число более чем на 100 миллионов.

Считается, что количество звезд до 20 величины исчисляется в десятках миллиардов. Однако далеко не все они находятся в постоянной визуальной доступности (через телескопы, конечно), периодически закрываясь облаками космической пыли. Сколько звезд находится еще на большем удалении, можно выяснить лишь приблизительно.
В пустыне Атакама (Чили) функционирует самый мощный телескоп Земли, комплекс из 4 основных и 4 вспомогательных оптических телескопов. Он так и называется — Очень большой (Very Large Telescope), или ВЛТ.

По подсчетам астрономов в галактике Млечный Путь — той, где расположена наша Земля, — примерно триллион звезд (по другим подсчетам — около 200 миллиардов). Однако и галактик в космосе немало — около триллиона, и этой только в так называемой видимой области Вселенной.

Совет 2: Почему крот слепой

Существует легенда о том, что Бог лишил крота зрения, потому что тот постоянно рылся в земле и портил деревья в райском саду. Бог обещал вернуть зрение кроту, когда тот выроет столько ям, сколько звезд на небе...

Чтобы понять, что же это за животные, можно провести небольшой эксперимент. Вынуть крота из норки и посадить на поверхность земли. Вы увидите, что он тут же начнет перемещаться из стороны в сторону в поисках рыхлой почвы, чтобы поскорее в нее зарыться. Крот способен зарыться в землю примерно за одну минуту. Т.к. именно подземное царство является его излюбленной территорией обитания.

Очевидно, что постоянно находящемуся под землей кроту зрение не особо и нужно. Все необходимое для существования он находит под землей, включая пропитание. Питается он, в основном, насекомыми и червями. В поисках пропитания он находится постоянно, потому что более, чем 12 часов, без пищи не способен выдержать. Все его тело как раз приспособлено к такому образу жизни. Даже шерсть у этих животных имеет «черноземный оттенок» и растет особым образом - прямо, что очень удобно для передвижения под землей в любом направлении.

Глаза у крота все же есть, правда размером они с булавочную головку. Их плотно закрывают веки и шерсть, которые защищают глаза от попадания в них земли. Крот практически не пользуется зрением, но, тем не менее, различает свет и темноту. Эта способность часто помогает ему в случае опасности. Если он замечает «просвет», то сразу старается зарыться поглубже, чтобы ни в коем случае не оказаться на поверхности.

Зимы крот проводит в верхних слоях почвы, которая не промерзает до конца, и где всегда можно найти какое-нибудь пропитание.

Нельзя назвать кротов абсолютно слепыми. У них очень развиты осязание и обоняние. Можно сказать, что широкие лопатообразные лапы, сильные когти и острый нюх как раз и являются настоящим зрением кротов. Именно это «зрение» помогает ему выживать под землей, в условиях полного отсутствия света. Глаза же у некоторых из этих животных могут полностью зарастать тонкой прозрачной кожей.

Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500