Совет 1: Каковы итоги "холодной войны"

Окончание Второй мировой войны не означало, что противостояние между враждебными друг другу политическими силами прекратилось. Напротив, после победы над гитлеровской Германией создались предпосылки для конфронтации между капиталистическим Западом и коммунистическим Востоком. Это противостояние получило название «холодной войны» и продолжалось вплоть до развала СССР.

Причины «холодной войны»

Что явилось причиной для столь длительного «холодного» противостояния между Западом и Востоком? Между той моделью общества, которую представляли Соединенные Штаты Америки, и системой социализма, во главе которой стоял Советский Союз, существовали глубокие и неразрешимые противоречия.
Обе мировые державы желали упрочить свое экономическое и политическое влияние и стать безусловными лидерами мирового сообщества.

Соединенные Штаты крайне не устраивало, что СССР установил свое влияние в ряде стран Восточной Европы. Теперь там стала господствовать коммунистическая идеология. Реакционные круги Запада опасались, что коммунистические идеи проникнут дальше на Запад, а образовавшийся социалистический лагерь сможет составить серьезную конкуренцию капиталистическому миру в экономической и военной сфере.

Началом «холодной войны» историки считают речь ведущего английского политика Уинстона Черчилля, которую в марте 1946 года он произнес в Фултоне. В своем выступлении Черчилль предостерег западный мир от ошибок, прямо сказав о надвигающейся коммунистической опасности, перед лицом которой необходимо сплотиться. Высказанные в этой речи положения стали фактическим призывом к развязыванию «холодной войны» против СССР.

Ход «холодной войны»

«Холодная война» имела несколько кульминационных моментов. Одними из них стали подписание рядом западных государств Североатлантического договора, война в Корее и испытания ядерного оружия в СССР. А в начале 60-х годов мир с тревогой следил за развитием так называемого Карибского кризиса, который показал, что две супердержавы обладают настолько мощным оружием, что победителей в возможном военном противостоянии не будет.

Осознание этого факта привело политиков к мысли о том, что политическое противостояние и наращивание вооружений следует поставить под контроль. Стремление СССР и США укрепить свою военную мощь вело к грандиозным бюджетным тратам и подрывало экономику обеих держав. Статистика подсказывала, что обе экономики не в состоянии и дальше поддерживать темпы гонки вооружений, поэтому правительства США и Советского Союза в конечном итоге заключили договор о сокращении ядерных аресеналов.

Но «холодная война» далеко еще не была закончена. Она продолжалась в информационном пространстве. Оба государства активно использовали свои идеологические аппараты для подрыва политической мощи друг друга. В ход шли провокации и подрывная деятельность. Каждая из сторон старалась в выигрышном свете преподнести преимущества своего социального строя, одновременно принижая достижения противника.

Завершение «холодной войны» и ее итоги

В результате вредоносного воздействия внешних и внутренних факторов к середине 80-х годов прошлого столетия Советский Союз оказался в глубоком экономическом и политическом кризисе. В стране начался процесс перестройки, которая по сути своей была курсом на замену социализма капиталистическими отношениями.

Эти процессы активно поддерживали зарубежные противники коммунизма. Начался распад социалистического лагеря. Кульминацией стал крах Советского Союза, в 1991 году распавшегося на несколько независимых государств. Цель противников СССР, которую они поставили несколькими десятилетиями ранее, была достигнута.
Запад одержал безоговорочную победу в «холодной войне» с СССР, а США остались единственной в мире сверхдержавой. Это и стало главным итогом «холодного» противостояния.

И все же некоторые аналитики считают, что крушение коммунистического режима не привело к полному окончанию «холодной войны». Россия, обладающая ядерным оружием, хоть и встала на капиталистический путь развития, все же остается досадной помехой для осуществления агрессивных замыслов США, стремящихся к полному мировому господству. Особое раздражение у правящих американских кругов вызывает стремление обновленной России вести независимую внешнюю политику.

Совет 2: Каковы были причины холодной войны?

Холодная война - этап в развитии отношений СССР-США, который характеризуется как конфронтация и повышенная враждебность стран друг к другу. Это огромный период в становлении советско-американских отношений, продлившийся почти 50 лет.
Официальным началом холодной войны историки считают речь Черчиля в марте 1946 года, в которой он предложил всем западным странам объявить войну коммунизму.
После выступления Черчиля Сталин открыто предупредил президента США Трумэна об опасности таких заявлений и возможных последствиях.

Расширение влияния СССР на Европу и страны третьего мира

Возможно, появление такого рода войны было связано с укреплением роли СССР на континенте и в мире после победы во Второй мировой войне. СССР в тот момент активно участвовали в совете безопасности ООН, на которое они имели большое влияние. Все страны стали очевидцами силы Советской армии, величины духа русского народа. Американское правительство видело, как растет симпатия многих стран к Советскому союзу, как они преклоняют головы перед заслугами ее армии. СССР же в свою очередь не доверяла США из-за ядерной угрозы.

Историки считают, что главной первопричиной холодной войны было желание США задавить нарастающую мощь СССР. Благодаря увеличению сферы влияния Советского Союза по Европе медленно, но верно распространялся коммунизм. Даже в Италии и Франции большее влияние и поддержку стали получать коммунистические партии. Хозяйственная разруха в европейских странах в основном наводила людей на мысли о правильности позиций коммунизма, о равном распределении благ.

Именно это и приводило мощную Америку в ужас: самыми мощными и богатыми из Второй мировой войны вышли они, так почему же помощи просят не у США. Поэтому политиками были разработаны сначала план Маршала, затем Доктрина Трумэна, которые должны были помочь освободить страны от коммунистических партий и разрухи. Борьба за европейские страны - вот одна из причин ведения холодной войны.

Не только Европа была целью двух держав, их холодная война затрагивала и интересы стран третьего мира, открыто не примкнувших ни к одной из стран. Второй предпосылкой холодной войны является борьба за влияние в странах Африки.

Гонка вооружений

Гонка вооружений - еще одна из причин и затем один из этапов холодной войны. Соединенные Штаты вынашивали план о сбросе на Союз 300 атомных бомб - свое главное оружие. СССР, не желающие подчиняться США, уже к 1950-м годам имели собственное ядерное оружие. Именно тогда они не оставили американцам шансов на использование своей ядерной силы.
В 1985 году к власти в СССР пришел Михаил Горбачев, который стремился к окончанию холодной войны. Благодаря его действиям холодная война была прекращена.

В 60-е годы СССР и США подписали договоры об отказе от испытания оружия, о создании безъядерных пространств и т.д.

Совет 3: Что такое холодная война

Среди различных военных и политических конфликтов XX века выделяется холодная война. Она продолжалась более 40 лет и охватила практически все уголки земного шара. И для понимания истории второй половины XX века необходимо выяснить, что собой представляла эта конфронтация.

Определение холодной войны

Само выражение «холодная война» появилось во второй половине сороковых годов, когда стало ясно, что противоречия между недавними союзниками в войне против фашизма стали непреодолимыми. Это определение описывало специфическую ситуацию противостояния социалистического блока и стран западной демократии во главе с США.

Холодной война была названа потому, что полномасштабные военные действия между армиями СССР и США не велись. Это противостояние сопровождалось косвенными военными конфликтами вне территорий СССР и США, причем СССР старался скрывать участие своих войск в подобных военных операциях.
Вопрос авторства термина «холодная война» до сих пор остается дискуссионным в среде историков.

Важное значение в период холодной войны имела пропаганда, в которой были задействованы все информационные каналы. Еще одним методом борьбы противников было экономическое соперничество - СССР и США расширяли круг своих союзников за счет оказания значительной финансовой помощи другим государствам.

Ход холодной войны

Период, который принято называть холодной войной, начался вскоре после окончания Второй мировой войны. Победив общего врага, СССР и США потеряли необходимость в сотрудничестве, что возродило старые противоречия. Соединенные Штаты были напуганы тенденцией установления коммунистических режимов в Европе и в Азии.

В результате уже в концу сороковых годов Европа была разделена на две части - западная часть континента приняла так называемый план Маршалла - экономическую помощь от США, а восточная отошла в зону влияния СССР. Германия в результате противоречий между бывшими союзниками в конце концов была разделена на социалистическую ГДР и проамериканскую ФРГ.
Борьба за влияние шла и в Африке - в частности, СССР удалось наладить контакты с арабскими государствами Южного Средиземноморья, например с Египтом.

В Азии конфликт между СССР и США за мировое господство перешел в военную фазу. Война в Корее закончилась разделом государства на северную и южную части. Позднее началась война во Вьетнаме, результатом которой стало поражение США и установление в стране социалистического правления. Также под влияние СССР попал Китай, но ненадолго - хотя в Китае у власти оставалась коммунистическая партия, это государство стало проводить независимую политику, войдя в конфронтацию и с СССР, и с США.

В начале шестидесятых годов мир как никогда был близок к новой мировой войне - начался Карибский кризис. В конце концов Кеннеди и Хрущеву удалось договориться о ненападении, так как конфликт такого масштаба с применением ядерного оружия мог привести к полному уничтожению человечества.

В начале восьмидесятых годов начался период «разрядки» - нормализации советско-американских отношений. Однако холодная война закончилась только с распадом СССР.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500