Инструкция
1
Исследователи по крупицам собирали сведения о приемах, которыми пользовались античные судостроители. Эти технологии формировались и совершенствовались на протяжении столетий, превратившись в особое искусство. Опыт накапливался поколениями мастеров и передавался последователям. Именно так были выведены главные принципы мореходства и заложены основы гидродинамики судов.
2
Традиционная технология постройки корабля, применявшаяся в древности, знакома каждому современному судомоделисту. Первый этап возведения античного судна – строительство каркаса или скелета, включавшего в себя киль, штевень, стрингеры и шпангоуты. Такую жесткую конструкцию впоследствии обшивали досками, придавая корпусу определенные обводы. Этот способ строительства судов является очень естественным и в своих основных чертах сохранился до настоящего времени.
3
Но хитроумные судостроители древности пошли еще дальше. Современные археологические находки свидетельствуют, что античные мастера нередко меняли порядок выполнения технологических операций. Иногда вначале изготавливали обшивку, натягивая ее слой за слоем на заранее приготовленные шаблоны, соответствующие будущим шпангоутам. Затем эти ребра последовательно вставлялись в корпус двумя или тремя ярусами. Подобная технология давала возможность быстро ставить строительство кораблей на поток.
4
Поточное производство судов требовало соответствующей организации. Имеются свидетельства того, что в местах постройки кораблей имелись специальные ангары, где хранились заготовки и уже выполненные узлы судов. Там же при необходимости совершалась и полная сборка всей конструкции.
5
В источниках встречаются указания на то, что часто собранные на подобных верфях корабли разбирались и перевозились на большие расстояния, где вновь собирались и спускались на воду. Такая организация производственного процесса позволяла быстро и с минимальными затратами сил и средств запускать в эксплуатацию целые военные флотилии.