Совет 1: Какую роль в жизни человека играет чувство юмора

В объявлениях о знакомстве среди других требований к партнеру и мужчины, и женщины нередко указывают чувство юмора. Этот факт заставляет задуматься о том колоссальном значении, которое придают люди этому личностному качеству.
Проявление чувства юмора в искусстве
В самом общем виде чувство юмора можно определить как способность замечать в явлениях окружающего мира нечто смешное, комическое, эмоционально отзываясь на эту сторону бытия.

Место чувства юмора в эмоциональной сфере

Чувство юмора относится к сфере высших чувств, которые связаны с социальными явлениями. Это подлинно человеческие чувства, в то время как примитивные эмоциональные реакции присутствуют и у животных. Высшие чувства подразделяются на моральные, эстетические и интеллектуальные.

Чувство юмора нельзя однозначно отнести ни к одной из этих категорий. Оно отражает отношение человека к миру, себе и другим людям, как моральные чувства. В нем присутствует интеллектуальное начало, ведь любая шутка представляет собой нарочитое нарушение логических связей. Категория комического играет большую роль в искусстве, что связывает юмор с эстетическими чувствами.

Внешнее проявление чувства юмора – смех. Эта реакция развилась из специфических звуков, которые человекообразные обезьяны издают во время игр. Такие звуки являются сигналом, оповещающим партнеров по играм, что все свои действия – даже агрессивные – животное совершает не по-настоящему.

Психическая и социальная жизнь человека несоизмеримо сложнее взаимоотношений обезьян, но роль смеха и юмора сходна с ролью обезьяньего «протосмеха».

Роль чувства юмора

Проявления чувства юмора сродни игре – особому виду человеческой активности, в которой целью является деятельность как таковая, никаких других целей игра не преследует. Делая какое-либо явление предметом шутки, человек переводит его в плоскость игры, где не может быть никаких «серьезных» целей, отношений и достижений, где все «понарошку». Став предметом такой игры, объект теряет свою значимость. Таким образом, главная функция чувства юмора – обесценивать явления окружающего мира.

Именно об этом говорит К.Чапек, замечая, что существует «юмор висельников», но нигде и никогда не было коронационного юмора, ведь если бы король пошутил над своим правлением, он бы понял, что оно не такое уж великое и славное.

Чувство юмора – «лекарство» не только от излишней гордости, но и от страха: то, что потеряло значимость, не может пугать. Именно поэтому о кровавых диктаторах народ сочиняет забавные анекдоты, а детские психологи помогают детям избавляться от страхов, находя нечто смешное в пугающих образах.

Чувство юмора является хорошим подспорьем в налаживании социальных контактов, уничтожая коммуникативные барьеры путем снижения их значимости. В любой социальной общности юмор выступает как одно из цементирующих начал: высмеивание «других» (людей, не принадлежащих к данной нации, профессии или иной социальной группе) помогают человеку глубже ощутить свою принадлежность к группе.
Источники:
  • Юмор, чувство юмора

Совет 2: Эмоциональный мир ребенка

Многие негативные эмоции детей и подростков естественным путем преодолеваются в процессе их взросления. К таким эмоциям относятся, например, тревога перед расставанием с близкими людьми, страх неизвестности и другие.
Эмоциональный мир ребенка

Способствует преодолению этих страхов расширение социальных связей – в социальных отношениях ребенок учится находить истинные причины своих опасений.

При этом следует отметить, что в жизни ребенка одни страхи быстро сменяются другими. Маленькие дети, имея конкретное мышление, выражают свое отношение именно к тем объектам, с которыми сталкиваются в реальности ("люблю маму", "ненавижу чеснок"). У подростков, по мере развития у них абстрактного мышления, появляется любовь к свободе, независимости, нетерпимость к проявлениям несправедливости и др.

В качестве объекта любви для подростка могут выступать родной дом, родители, друзья, но особенно драматична в этом возрасте любовь к представителям противоположного пола. Любовь для подростка выступает необходимым условием для налаживания близких, нежных, душевных отношений со сверстником, являющимся идеалом, примером для подражания. Объект любви, как правило, является авторитетом, он окружен романтическим ореолом, чему способствует богатое воображение подростка.

Исследования Бродерика, изучившего около 1000 подростков 10-11 летнего возраста, показывают, что многие подростки в течение последнего года жизни находились в состоянии влюбленности в представителей противоположного пола. Около 50% подростков 12-13 лет и более 70% подростков 16-17 лет так же бывали влюблены.

Согласно Эриксону, первая любовь для подростка является необходимым условием формирования его самооценки. В объекте любви подросток словно видит свое отражение. Именно по этой причине многие влюбленные проводят так много времени, выясняя идеалы и пристрастия своего кумира, сравнивая при этом себя и свой эмоциональный мир с жизнью партнера.

В основу истинной любви положена самоотверженность, готовность отказаться от каких-то притязаний ради своих чувств. Без правильной самооценки подобные чувства сформироваться не могут. Соответственно, чтобы подросток сумел наладить отношения с объектом своей симпатии, чтобы он смог понять и признать свои чувства, взрослые должны, в первую очередь, помочь ему с формированием собственной адекватной самооценки.

Источники:
  • Развитие эмоционального мира детей » Электронная библиотека
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500