Совет 1: Как образуются озера

Лимнология, наука о озерах, классифицирует озера по разным параметрам, в том числе и по происхождению. По этому признаку они делятся на девять групп - ледниковые, тектонические, кратерные, горные, завальные-запрудные, провальные, приморские, речные и искусственные.
Инструкция
1
Значительная часть озер имеет тектоническое происхождение. Из-за движения и деформации литосферы в земной коре возникают трещины и впадины, которые быстро заполняются водой. Отличительная особенность таких озер - большая величина. Крупнейшие озера мира - Байкал, Танганьика, Великие озера Северной Америки - имеют тектоническое происхождение. Тектонические озера обычно располагаются вокруг литосферных щитов или вдоль разломов в коре.
2
Вулканические озера образуются после извержения вулканов. Вода может заполнить либо кратер потухшего вулкана, либо углубления в застывших лавовых потоках. Множество таких озер находятся в местах активной вулканической деятельности, например на Камчатке.
3
Озера, образованные вследствие движения ледников, относят к экзогенным озерам, то есть образованным по внешним причинам. Во время ледниковых периодов по поверхности движутся массы льда невероятных размеров, они продавливают некоторые хрупкие земные породы и после своего ухода оставляют впадины. На озера, образованные ледниками, можно посмотреть в Карелии.
4
Приморские озера, так называемые лагуны, образуются, когда часть моря отделяется от основной массы воды песчаной косой. Одна из самых известных лагун - Венецианская.
5
Часто образуют озера небольшие равнинные реки, которые имеют слишком сильные изгибы. Постепенно течение спрямляет изгиб, а изогнутая часть остается существовать отдельно от реки. Такие озера называют старицами.
6
Очень много озер в горах. Здесь они могут образовываться по разным причинам:
- из-за движения ледников, которые оставляют чашеподобные углубления на склонах ниже зоны таяния снегов;
- из-за обвалов, которые могут перегородить горную реку и создать на ее пути естественную дамбу.
7
Человек часто сооружает искусственные озера, которые называют прудами и водохранилищами. Такие искусственные водоемы необходимы для орошения, санитарных нужд, разведения рыбы.

Совет 2: Как образуются грунтовые воды

Грунтовые воды находятся между слоем почвы и первым водоупорным слоем породы, то есть в первом водонесущем слое от поверхности. Грунтовые воды накапливаются за счет просачивания через почву поверхностных вод и осадков.
Инструкция
1
Грунтовые воды заполняют трещины в осадочных и магматических породах, а также поры в слабосцементированных и рыхлых породах. В породу грунтовые воды попадают в основном за счет инфильтрации через почву, таким образом, источником грунтовых вод становятся воды озер и рек, атмосферные осадки. Грунтовые воды могут также пополняться за счет подъема из нижних водоносных слоев, то есть за счет артезианских вод.
2
Грунтовые воды отличаются от других подземных вод тем, что над ними нет водонепроницаемого слоя, поэтому в них нет напора, они не полностью заполняют породу. Если вырыть скважину, достигающую грунтовых вод, они просто заполнят ее на тот же уровень, на котором они находились, если же выкопать скважину до артезианских вод, уровень воды в скважине будет значительно выше, чем в водонесущем слое.
3
Грунтовые воды имеют одинаковые области распространения и питания, поэтому их уровень и состав зависят от сезона: летом их уровень понижается, в период паводка - резко возрастает.
4
Грунтовые воды обычно имеют слабую минерализацию, так как из-за постоянного обновления воды в слое, породы быстро выщелачиваются. В засушливых регионах грунтовые воды могут содержать достаточно большое количество солей.
5
Многие озера и реки питаются за счет грунтовых вод, которые выходят на поверхность в виде родников. Так как добывать грунтовые воды легче, чем артезианские, при возможности для водоснабжения используют именно их.
6
По грунтовым водам можно определить загрязненность местности, если они заражены, значит экологическая ситуация очень плохая. Грунтовые воды возле АЭС, химических предприятий, скотомогильников, свалок использовать нельзя.
7
При строительстве сооружений необходимо обязательно проводить исследование грунтовых вод участка, они могут серьезно повлиять на устойчивость здания.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500