Совет 1: Какое самое большое пресноводное озеро в мире

Самое большое пресноводное озеро в мире по объему воды – озеро Байкал в Сибири. Озеро Верхнее в Северной Америке шире всех пресноводных озер мира и больше озера Байкал по площади, но оно уступает Байкалу по объему воды и глубине.

Самое большое хранилище пресной воды на планете Земля

Озеро Байкал не только самое объемное озеро. Оно самое глубокое и одно из самых древних. Байкал находится в самой глубокой расселине на поверхности планеты. Эта расселина - наиболее сложная и наименее понятная зона разломов земной коры. Глубина озера в среднем составляет 745 метров, а самая глубокая точка достигает отметки 1637 метров. Озеро простирается на 636 км, а его ширина достигает 80 км. Поверхность озера составляет 31 000 км2.

Это древнее озеро возникло 20-30 миллионов лет назад в результате тектонических сдвигов. Пресная и чистая вода в озере сохраняется благодаря двум факторам. Во-первых, в нем обитает эндемик байкальская эпишура – микроскопический рачок, фильтрующий огромное количество водорослей и бактерий. Кроме того, большая часть водораздела озера Байкал поддерживается скалистыми породами. Таким образом, приток воды на пути к озеру почти не соприкасается с отложениями и минеральными веществами. Это олиготрофное озеро, и вода в нем обладает прекрасными питьевыми качествами.

В Байкал впадает 365 рек, среди которых Енисей – самая крупная река Сибири. В озере содержится 20% запаса пресной воды на поверхности Земли. Объем пресной воды в озере составляет 26 000 кубических километров. Древний водоем считается одним из самых чистых в мире. Воду, добываемую из глубин озера, можно пить без предварительной обработки. Зимой озеро замерзает и покрывается льдом.

Самое олиготрофное озеро мира

Озеро Верхнее, относящееся к системе пресноводных озер в Северной Америке, является самым большим по площади поверхности воды пресноводным озером мира. Его поверхность занимает 82 170 км2. В нем содержится столько воды, сколько во всех Великих озерах вместе взятых: 11 600 кубических километров. Запас пресной воды озера составляет 10% от всего запаса на поверхности планеты Земля.
С озером Верхнее связано редкое природное явление – снежный эффект озера, когда зимний холодный воздух над теплой поверхностью воды насыщается паром, превращается в облака, а затем выпадают осадки в виде снега.

Количества воды в озере достаточно, чтобы затопить Северную и Южную Америку на глубину 30 см. Самая глубокая отметка в озере составляет 400 м. В озеро Верхнее стекается более 300 рек и ручьев.

Если растянуть береговую линию озера по прямой, то она могла бы соединить Багамские Острова и Дулут, город в штате Миннесота, США.

В среднем прозрачность воды в озере достигает 8 метров в глубину. Это самое чистое и прозрачное из Великих озер и самое олиготрофное озеро мира. Длина озера достигает 563 км, а ширина 257 км. Летом солнце на западном берегу озера закатывается на 35 минут позже, чем на его юго-восточном берегу.
Самое большое по площади озеро мира – Каспийское море. Но оно не является пресноводным. Соленость воды в нем составляет приблизительно треть солености воды в морях планеты.

Озеро Верхнее – одно из самых молодых озер мира. Ему всего лишь 10 000 лет.

Совет 2: Кто такая пресноводная гидра

Пресноводная гидра — это типичный представитель кишечнополостных животных, обитающий в озерах, прудах и заводях рек. Первым увидел и описал гидру А. Левенгук, изобретатель микроскопа и известный натуралист.

Строение пресноводной гидры

Этот пресноводный полип выглядит как короткая, студенистая и полупрозрачная трубка размером с зерно, окруженная венчиком из 6-12 щупалец. На переднем конце тела находится ротовое отверстие, задний конец гидры сужается в длинную ножку с подошвой на конце. Сытая гидра имеет длину около 5 мм, голодная значительно длиннее.

Питание и образ жизни

Пресноводная гидра питается циклопами, дафниями, личинками комаров и мальками рыб. Она прикрепляется к растениям подошвой и потихоньку раскачивается, двигая длинными щупальцами во все стороны, отыскивая добычу. Щупальца покрыты чувствительными ресничками, при прикосновении к которым выбрасывается стрекательная нить, парализующая жертву.

Добыча подтягивается щупальцем к ротовому отверстию и поглощается. Переварив проглоченное, гидра выбрасывает остатки пищеварения через это же отверстие. При успешной охоте этот маленький хищник может поглотить громадное количество пищи, в несколько раз больше своего объема. Имея полупрозрачное тело, гидра принимает цвет съеденной пищи и бывает красной, зеленой или черной.

Размножение гидры пресноводной

При хорошем питании пресноводная гидра быстро начинает почковаться (бесполое размножение). Почки вырастают от маленького бугорка до полностью сформированной особи за несколько дней. Вначале молодые гидры соединены с материнским телом, но после образования подошвы они отделяются и начинают самостоятельную жизнь. Почкуется гидра обычно летом.

При похолодании или в неблагоприятных условиях (голод) гидры размножаются яйцами, образующимися в наружном слое тела. Созревшее яйцо покрывается крепкой оболочкой и попадает на дно водоема. После образования яиц старая особь обычно погибает. Размножение с помощью яиц называется половым размножением. То есть, в жизни пресноводной гидры сменяются оба способа размножения.

Регенерация у пресноводной гидры

Гидры обладают удивительной способностью к регенерации. Если особь разрезать на две части, то у каждой очень быстро отрастут щупальца и подошва. Известны эксперименты, проведенные голландским зоологом Трамбле, при которых ему удавалось получать новых гидр из самых мелких кусочков и даже сращивать между собой половинки разных гидр. Как показали современные исследования, такое восстановление тканей и органов обеспечивают стволовые клетки животного.

Совет 3: Самые большие озера в мире

К самым большим озерам мира относятся Каспийское море, озеро Верхнее, Виктория, Гурон, Мичиган, Аральское море, Танганьика и Байкал. Эти водоемы, превосходящие размером некоторые моря, и на которых возникают большие штормовые волны.

Тройка самых больших озер в мире

Возглавляет список самых больших озер Каспийское море. Оно расположено на стыке Азии и Европы. Морем называется из-за огромных размеров. Является бессточным соленым озером. Площадь моря составляет 371000 кв. км. Протяженность с запада на восток — 315 км, с севера на юг — 1200 км. На озере расположены примерно 50 островов, десяток полуостровов и заливов. В Каспийское море впадают такие реки, как Терек, Волга, Урал. Водоем омывает берега Ирана, Казахстана, Туркмении, России и Азербайджана. На берегах находятся крупные города Баку, Туркменбаши, Махачкала, Каспийск. В Каспии обитают 101 разновидности рыб, а также можно встретить тюленя. На шельфе водоема ведутся работы по добычи нефти, известняка, соли, песка и глины.

Второе место в рейтинге занимает Верхнее озеро, находящиеся на границе США и Канады. Имеет площадь равную 82700 кв. км. Также Верхнее озеро является самым большим пресноводным водоемом в мире. Расположено на высоте 183 м над уровнем моря и образовано за счет таяния ледников. Береговая линия изрезанная, обрывистая и скалистая. Озеро богато форелью, осетром, сигом и другими видами рыб. Развито судоходство. Главными портами считаются Тандер-Бей, Ашленд, Сьюпириор и Дулут.

Замыкает тройку крупных озер мира — Виктория. Она расположена в Восточной Африке, на границе трех государств — Кении, Танзании и Уганды. Площадь озера составляет 68 000 кв. км. Также Виктория считается вторым по площади пресным озером на планете. На водоеме находятся множество островов. На озере хорошо развито рыболовство и судоходство. В него впадает река Кагер и вытекает самая длинная река в мире Нил. Водоем открыл англичанин Джон Спик в 1858 году и назвал его в честь королевы Виктории.

Другие большие озера на планете

На четвертом и пятом месте в списке больших озер расположены водоемы Гурон и Мичиган, входящие в состав североамериканских Великих озер. Мичиган и Гурон соединены проливом Макинак. На Гуроне находится Манитулин, который считается самым большим островом в мире, находящимся на пресном озере. Озеро Мичиган полностью расположен на территории США. На береговой линии возвышаются такие города, как Чикаго, Милуоки, Эванстон и Хэммонд.

На шестом месте расположено бессточное Аральское море. Оно расположено на границе Узбекистана и Казахстана. Площадь моря и объем воды в нем каждый год стремительно снижается. Исследователи говорят, что к 2020 году Аральское море может и вовсе исчезнуть с лица земли.

На седьмом месте находится одно из древних озер на планете Танганьика. Берега водоема принадлежат Замбии, Танзании, Конго и Бурунди. Береговая линия озера расчленена заливами и бухтами. В озере водятся крокодилы, бегемоты и рыбы. Следующим в списке является Байкал, который по совместительству еще и самое глубокое озеро в мире.
Источники:
  • Самые большие озера в мире
Какое озеро самое чистое в Австралии и в чем его особенности
Связанная статья
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше