Совет 1: Как писать изложение с элементами сочинения

Изложение позволяет оценить не только способность учащихся запоминать большие объемы информации, но и умения правильно и последовательно излагать текст, рассуждать и творчески мыслить.
Инструкция
1
Прослушайте текст, который предложено изложить. Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения.
2
Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста. После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.
3
Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.
4
После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.
5
Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.
6
Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.

Совет 2: Как писать изложение

Изложением называют письменную форму пересказа. Такая работа призвана продемонстрировать степень ознакомления ученика с художественным произведением, а также способность понять, о чем, помимо сюжета, повествуется.

 В качестве основы для изложения выступают как проза, так и поэзия. Кроме того, для такой работы используются и музыкальные произведения. Для написания такого изложения необходимо не только прослушать композицию, но и изучить либретто, историю написания данной музыки и т.д.

Соответственно, чтобы писать изложение правильно и грамотно, следует внимательно изучить художественное произведение. С этой целью недостаточно его прочитать (прослушать), важно его проанализировать. В частности помогут такие вопросы: «что автор хотел рассказать читателю (слушателю)?», «какое настроение передает автор?», «какие он использует приемы?», «какое впечатление производит его творение?». На основе эмоций и логических выводов можно построить свое изложение, ведь эта работа посвящена не только сюжету произведения.

Очевидно, чтобы писать изложение, необходимо осмыслить то, что вы прочитали или прослушали. Такая работа должна показать, что вы не просто знаете сюжет произведения, но и проанализировали его. То есть изложение будет правильно написано, если вы поведете повествование, пропущенное через свои ощущения и мысли.

Четкого плана для изложения обычно не составляют, так как оно подчиняется композиции самого произведения. Сравните с сочинением, которое полностью должно отражать только ваши мысли по поводу указной темы. В изложении все же следует пересказать сюжет, что им хотел сказать автор, какими образами он донес информацию читателю.

Видео по теме
Источники:
  • как правильно писать изложение
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500