Совет 1: Как составить маркетинговую анкету

Маркетинговая анкета – это важнейший инструмент сбора информации о товаре или товарном рынке. Самое главное при составлении анкеты – не «лить воду», необходимо уложиться примерно в десять вопросов, которые приведут вас к достижению цели маркетингового исследования.
Инструкция
1
При разработке маркетинговой анкеты руководствуйтесь несколькими правилами. Во-первых, если вы задаете один вопрос, то опрашиваемый должен выполнять одно действие. Если вы хотите, чтобы он совершил два или три действия, задавайте соответствующее количество вопросов, т.е. правило просто: один вопрос – одно действие. И помните, задавайте сначала простые вопросы, а затем переходите к сложным.
2
Если вы предлагаете респонденту сравнить несколько вариантов ответов, то их должно быть не больше семи. Доказано, что среднестатистический человек может одновременно анализировать не более, чем семь понятий. Если вам необходимо, например, десять вариантов, то разбивайте их на два вопроса.
3
Вопросы социально-физического характера, такие как пол, возраст, семейное положение, всегда помещайте в конце анкеты. Исключение составляет следующий случай: когда вопрос по социально-демографичеким характеристикам является модерирующим, то он может быть в списке первым.
4
Помните, что модерирующие вопросы могут быть отсекающими, когда отбираются те, кто не принадлежит к генеральной совокупности. Данные вопросы идут всегда в начале анкеты. Например, «Употребляете ли вы молоко?». После ответа «Да» опрос продолжается, после ответа «Нет» - заканчивается. Модерирующие вопросы могут быть и разветвляющими, когда исследование проводится для нескольких сегментов.
5
Не включайте в анкету следующие вопросы:- вопросы, содержащие ответ. Чтобы избежать этого, тщательно проработайте составленную анкету и протестируйте, только после этого используйте в широких масштабах;- вопросы, на которые нет ответа, т.е. вопрос поставлен так, что запрещает ответ в некоторых случаях;- вопросы, на которые сложно ответить. Они, как правило, требуют обдумывания, а человек, отвечающий на вопросы, обычно хочет быстрее закончить опрос;- вопросы, на которые респонденты не хотят отвечать. Часто это вопросы, касающиеся точного уровня дохода.

Совет 2: Маркетинговое исследование: как составить анкету

В начале предпринимательской деятельности может не оказаться средств для оплаты услуг профессионального маркетолога. Пренебрегать же исследованием рынка недопустимо. Это может привести к напрасной трате имеющихся средств. Простую анкету для маркетингового исследования можно составить самостоятельно.
Инструкция
1
Составьте список вопросов, на которые необходимо получить ответ в ходе маркетингового исследования. Иногда предприниматели сами не знают, что им надо от рынка. Сформулированные в письменном виде вопросы помогут четче понять цели исследования.
2
Выделите из списка самый главный вопрос. Именно ему будет посвящена анкета. Если на другие вопросы также крайне необходимо получить ответ, составьте для них другие анкеты. В противном случае, вы рискуете запутаться сами и запутать людей, которые будут отвечать на вопросы анкеты. Придерживайтесь правила "Одно маркетинговое исследование = поиск ответа на один вопрос".
3
Напишите разные формулировки главного вопроса. Вы знаете, что есть аудиалы, визуалы и кинестетики. Это люди, которые воспринимают и трактуют одну и ту же информацию не одинаково. То есть они не одинаково поймут заданный вопрос. Если необходимо, найдите подробные сведения об этих типах людей. Сформулируйте один и тот же вопрос по-разному, чтобы "подогнать" его под восприятие любого человека, который будет отвечать на вопросы анкеты. Обратите внимание - сейчас речь идет только об одном вопросе анкеты, который вы нашли на 2-м шаге.
4
"Разбавьте" полученные формулировки вопросами о других событиях или вещах. Люди обычно боятся дать "неправильный" ответ на вопрос. Они могут лгать, отвечая на вопросы анкеты, чтобы показаться умными. Поэтому вы должны позаботиться о том, чтобы они не догадались, что вы хотите узнать. Для этого разные формулировки вашего главного вопроса надо поместить в разных частях анкеты, между другими вопросами, которые не относятся к делу и совершенно вас не интересуют. Эта маленькая хитрость позволит вам получить от исследуемого рынка правдивую картину.
5
Протестируйте полученную анкету. Выберите 100 человек, пусть они ответят на вопросы анкеты. Проанализируйте их ответы. Цель анализа - выяснить, какие формулировки вопросов людям не понятны.
6
Внесите в текст необходимые корректировки. Сформулируйте неясные вопросы иначе.
Обратите внимание
Не все читатели анкеты поймут, чего вы хотите от них добиться. Иногда требуются пояснения к трудным вопросам. Если уместно, приведите примеры ответов. Но сделайте так, чтобы не натолкнуть человека на "правильные" или нужные вам ответы. Иначе результаты исследования исказятся.
Совет полезен?
Если анкета для маркетингового исследования будет раздаваться людям в печатном виде, увеличьте шрифт текста. Позаботьтесь о том, чтобы людям с плохим зрением не пришлось всматриваться в мелкий текст.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500