Совет 1: Как провести соцопрос

Среди людей бытует мнение, что единственный метод практической психологии — это социологический опрос. Но такое мнение некорректно, так как среди методов психологии имеется огромное множество таких, которые абсолютно не связаны с опросами. Плюс ко всему опрос не может быть только социологическим методом, так как он широко используется и в журналистике, политологии, правоведении и т.д. Как же проводится социологический опрос?
Наиболее полный вид социологического опроса - анкетирование..
Инструкция
1
Прежде всего, до того, как к нему приступить, нужно чётко определить процедуру и цели исследования. То есть, процедуре опроса всегда предшествует разработка исследовательской программы, понимание задач и целей, гипотез и категорий анализа.

Вопросы должны быть понятно и чётко сформулированы, с соблюдением языковых норм. Формулировка этих вопросов обязательно должна соответствовать культурному уровню респондента. Так же общее число вопросов должно входить в рамки здравого смысла, чтобы не утомить опрашиваемого. Возможность усмотрения в вопросах оскорбительного для респондента подтекста категорически исключена.

Исходя из этого, нам понадобится план проведения социологического опроса, а так же опросный лист. Очень важно учитывать социальные и демографические характеристики респондентов, иначе опрос теряет всякий смысл. Поэтому опросный лист должен иметь часть, называемую паспортной, куда заносятся данные об опрашиваемом.
2
Далее, следует объяснить всем опрашиваемым, для чего вы проводите данное мероприятие, раскрыть перед ними его цель.

После того, как все предварительные процедуры выполнены, переходим непосредственно к опросу. По мере его проведения ответы респондентов отмечаются в специальной анкете, для дальнейшей работы с полученной информацией.
3
Когда опрос завершён, необходимо обработать результаты анкеты:

1. Подсчитываем количество ответов на каждый из заданных вопросов.

2. Заносим полученные результаты в таблицу.

3. Анализируем результаты и на их основании делаем выводы.

В таблице нужно напротив предлагаемых ответов на ваши вопросы поставить количество их выборов.
Обратите внимание
В целом, методы социологического опроса очень разнообразны. Кроме анкетирования они включают в себя интервью, экспертные, почтовые, телефонные и другие опросы. Любые их разновидности хоть и имеют свои особенности, но базируются на общих принципах и подходах.Несмотря на всё это разнообразие, самым широко распространённым и всеобъемлющим видом является анкетирование, именно оно способно наиболее чётко отразить результаты исследования.

Совет 2 : Как провести опрос

Мы почти каждый день сталкиваемся с разнообразными опросами: будь то политическая акция, реклама, опрос в СМИ, голосование по поводу любимого телешоу и т.д. Многие считают, что провести опрос не сложно, но на самом деле, не имея профессионального социологического образования, необходимого опыта, организовать весь процесс опроса, начиная с выборки, правильного составления анкет, самого опроса достаточно сложно.

Для того чтобы грамотно провести опрос, необходимо вначале четко себе представлять какую именно информацию вы желаете получить и сможет ли вам ее дать данная группа людей. Ведь если вы спрашиваете учеников пятого класса о том, нравится ли им данный учитель или нет, это не может свидетельствовать о профессионализме и компетентности учителя.

Вторым важным вопросом является выборка. Учитывая, что сплошной опрос требует огромных материальных затрат и времени, лучше опрашивать определенный процент аудитории. Без правильно оформленной выборки результаты вашего опроса могут быть недействительны. Ведь нужно учитывать гендерный, социальный, возрастной, национальный, конфессиональный и другие факторы. Ведь если при опросе жителей какого-либо двора, у вас будет 90% пенсионеров, то эффективность такой выборки очень мала. Все группы среди опрошенных людей должны быть представлены в равной пропорции.

Следующий важный шаг – составление анкет. Они могут быть как открытыми, так и закрытыми. От вида анкеты зависит то, как легко вы ее сможете обработать и какую именно информацию в итоге получите. Поэтому вопросы нужно составлять исходя из вашей гипотезы и поставленной проблемы. Главное, чтобы их не было слишком много, так как люди не всегда захотят потратить час времени на ответы. Обязательно при проведении следует указывать его время и место.

Для того чтобы успешно провести опрос, необходимо правильно выбрать место и время опроса. От этого будет зависеть, какие именно социальные группы попадут по анкетирование. Ведь днем в будний день дома вы не найдете рабочих или студентов и т.д.

Отдельный вопрос составляет оформление результатов опроса. Документ, который вы получаете в конце исследования, должен включать в себя описание постановки гипотезы данного опроса, результаты и выводы. В гипотезе необходимо детально описать обоснование и методику исследования. Тут же формулируется проблема, которую вы желаете решить при помощи опроса, обосновывается выборка, характеризуется аудитория.

При проведении опроса помните, что это самое настоящее научное исследование и проводить его нужно по определенной схеме, учитывая четкие правила и требования.

Видео по теме

Совет 3 : Как провести социологический опрос

В общественном сознании давно существует мнение, что опрос является чуть ли не единственным методом практической социологии. Такая оценка, мягко говоря, не вполне корректна, поскольку среди методов социологии известно множество таких, которые не связаны с опросами. Кроме того, опрос не может быть признан исключительно социологическим методом, он широко применяется в политологии, журналистике, психологии, правоведении и прочих социальных исследованиях.
Как провести социологический опрос
Вам понадобится
  • План проведения социологического опроса, опросный лист
Инструкция
1
Социологический опрос призван предоставить информацию о мнениях людей, оценках ими социальных явлений, о состояниях группового и индивидуального сознания. Эти мотивы, мнения и явления выступают атрибутами изучаемых социологией объектов. Если об исследуемом объекте нет достаточно полной информации, если он не доступен прямому наблюдению и не поддается эксперименту, то значимость социологического опроса возрастает.
2
Отечественная социология изобилует попытками использовать опросы в качестве основного метода получения опытных данных, хотя нередко целый ряд явлений эффективнее изучать иными способами. Причина кроется в том, что начинающему социологу опросный метод кажется удобным, простым и даже универсальным.
3
К сожалению, возможности опросов в социологии ограничены. Полученные в ходе опросов сведения зачастую отражают субъективные мнения респондентов. Такие данные нуждаются в сопоставлении с информацией объективного характера, полученной более стандартизированными способами и методами. Наибольший же эффект социологические опросы дают в сочетании с наблюдением, экспериментом и контент-анализом.
4
Методы социологического опроса очень разнообразны. Кроме широко распространенного анкетирования они включают различные виды интервью, почтовые, телефонные, экспертные и другие опросы. Любые разновидности опросов имеют свои особенности, базирующиеся, тем не менее, на общих принципах и подходах.
5
Прежде чем приступать к социологическому опросу, необходимо четко определить цели и процедуру исследования. Проведению опроса, таким образом, предшествует глубокая разработка исследовательской программы, уяснение целей, задач, категорий анализа, гипотез, объекта и предмета исследования. Не забудьте также очертить выборку (количественно и качественно) и подобрать наиболее эффективный инструментарий.
6
Опрос, в самом общем случае, предполагает составление набора вопросов, оформленного в виде опросного листа. Такой набор служит достижению цели исследования, доказательству или опровержению выдвинутой гипотезы. Особенно тщательно необходимо продумать и отточить формулировки вопросов, поскольку они будут фиксировать категории анализа.
7
Если при анализе ответов респондентов не учитываются их социальные и демографические характеристики, социологический опрос теряет всякий смысл. Поэтому опросный лист обязательно должен иметь паспортную часть, куда заносятся данные об опрашиваемом лице (в соответствии с задачами исследовательской программы).
8
Будучи особым актом коммуникации между интервьюером и респондентом, социологический опрос должен проводиться с соблюдением ряда правил. Респондент должен быть заинтересован в опросе, он должен знать, кто и с какой целью его опрашивает. Респондент должен однозначно понимать смысл и содержание вопроса.
9
Вопросы должны быть сформулированы с соблюдением языковых норм. Формулировка каждого вопроса должна соответствовать культурному уровню респондента. Возможность усмотрения в вопросах оскорбительного для респондента смысла должна быть категорически исключена. Общее число вопросов должно укладываться в рамки здравого смысла и не утомлять респондента. Это лишь некоторые моменты, которые следует учесть социологу, намеренному использовать опрос в качестве метода социологического исследования.
Видео по теме
Источники:
  • Социологические опросы
  • проведение социологического опроса

Совет 4 : Соцопрос: как провести правильно

Проведения социологического опроса на самом деле намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Здесь недостаточно просто пройтись по улице с бумагой и ручкой и попросить прохожих дать вам ответы на какой-либо вопрос. Чтобы получить действительно достоверные данные необходимо подойти к процессу ответственно и учесть множество мелочей.
Соцопрос: как провести правильно
Вам понадобится
  • бумага, ручка, листы анкеты.
Инструкция
1
Первым делом сформулируйте проблему, которой посвящен ваш соцопрос. Вы ведь собираетесь опрашивать людей по какой-то теме, следовательно, необходимо эту тему четко обозначить. К примеру, во дворе вашего дома намечается строительство крупного гаражного кооператива, а вы против этого мероприятия. В этом случае опрос необходимо составить таким образом, чтобы всем опрашиваемым было ясно, о чем идет речь и какую проблему вы собираетесь решать. Посвятите одному вопросу один листок, не перемешивая и не путая людей. Например, опрашиваемым будет гораздо проще ответить на вопрос «Ваше отношение к строительству гаража во дворе», чем заполнять сложную форму с рядом вопросов, не относящихся к сути дела.
2
Помните о том, что данные опроса важно не только собрать, но и соответствующим образом обработать. Именно поэтому постарайтесь упростить себе задачу и составьте опросник максимально лаконичным и простым. Лучше всего люди отвечают на вопросы, если им предлагаются варианты ответов. Скажем, предложите такой опросный листок: «Ваше отношение к строительству гаража во дворе» и варианты ответов: «Я против», «Я за», «Мне все равно». Такие анкеты проще обрабатывать, кроме того, не возникает путаницы с распределением ответов.
3
Важное значение имеет выбор опрашиваемых. Если ваш соцопрос непосредственно касается только небольшой части дома, а интерес остальных не вызывает, необходимо опрашивать самых заинтересованных. К примеру, в строительстве детской площадки будут заинтересованы семьи, в которых есть маленькие дети, а вот капитальный гараж во дворе – общая проблема. Если есть возможность обойти всех жителей дома, разумеется, можно сделать и это. Но при сборе мнений обязательно следует задать людям дополнительные вопросы, чтобы понять насколько проблема касается их непосредственно.
Обратите внимание
Некоторые устраивают соцопросы по почте, предлагая людям ответить на вопросы анкеты и отправить их по указанному адресу. Учитывайте, что даже если вы вложите в такое письмо конверт с обратным адресом и маркой, отклики по подобным опросам составляют около 30%.
Полезный совет
Анкетирование может быть открытым и закрытым. В случае открытого анкетирования все опрашиваемые указывают свои личные данные: фамилию, адрес или даже данные паспорта. Такие опросы обычно делаются для передачи в суд или другие вышестоящие инстанции. Анонимное анкетирование, как правило, применяется для сбора информации и выведения статистических данных.

Совет 5 : Что такое социологический опрос

Опросы населения стали настолько привычной частью современной жизни, что часто к ним сводят практически все социологические исследования. В действительности же социологический опрос, хотя и наиболее популярный, отнюдь не единственный метод получения первичной социологической информации. В то же время не каждый опрос может считаться социологическим исследованием. Для этого необходимо соблюдение целого ряда условий и технических процедур.
Что такое социологический опрос
Социологические опросы часто называют опросами общественного мнения именно потому, что их основная задача выяснить, что люди думают по поводу того или иного явления. В зависимости от технологии проведения опросы делятся на непосредственные и опосредованные. Примером непосредственного опроса является интервью, когда существует непосредственный диалог интервьюера с опрашиваемым. При этом совершенно неважно, происходит этот диалог при личном общении или по телефону. Важен сам контакт двух человек, в процессе которого и происходит передача информации.

К разновидности опосредованного опроса относится анкетирование, которое тоже является чрезвычайно распространенным методом сбора социологических данных. Анкеты опрашиваемым могут передаваться лично в руки, рассылаться по почте, публиковаться в журналах или предлагаться в виде интерактивных форм на интернет-сайтах. Респондент самостоятельно заполняет анкету и возвращает ее исследователям. При этом анкетирование предполагает ряд вопросов с уже заранее заданными возможными вариантами ответов. Обычно это традиционные «да», «нет», «затрудняюсь ответить».

В более серьезных исследованиях перечень возможных вариантов ответов может быть значительно шире. Такой тип ответов в социологии называется «закрытыми», поскольку они не допускает импровизации со стороны опрашиваемого. В некоторых случаях список закрытых ответов дополняется пустой строкой для частного мнения респондента, если оно значительно отличается от предлагаемых вариантов. Такой тип ответа носит название «открытого».

Любой социологический опрос предполагает предварительную разработку программы исследования, в которой ставятся цели и задачи данного исследования, описываются применяемые методы и формулируется предварительная рабочая гипотеза, которую данные опроса должны подтвердить или опровергнуть. Без подобной теоретической части никакой опрос не может считаться действительно объективным социологическим исследованием, поскольку научно разработанная программа и тщательно просчитанная выборка позволяют избежать многих погрешностей при сборе и обработке первичной информации.
Видео по теме
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500