Совет 1: Как рассчитать прирост населения

Прогнозирование прироста населения - очень важный инструмент для долгосрочного планирования экономического и социального развития общества. Это расчет величины его трудовых ресурсов и объема потребностей.
Инструкция
1
Прирост населения является суммой величин двух показателей - естественного и миграционного прироста. Это разность между текущим уровнем демографической ситуации и уровнем более раннего периода. Временной промежуток, за который производится расчет, называется расчетным и может быть краткосрочным (от месяца до нескольких лет) и долгосрочным (5, 10, 15, 25, 100 лет).
2
Естественный прирост - положительная разница между числом родившихся и умерших (число родившихся больше числа умерших). Например, в России по данным за август 2009 года родилось 151,7 тысячи человек, умерло 150,7 тысячи человек, значит естественный прирост населения составил тысячу человек. Считается, что если рождаемость превышает смертность, то воспроизводство населения расширенное. Если эти числа примерно равны, то воспроизводство простое. Если же смертность превышает рождаемость, то воспроизводство суженное, наблюдается сильный демографический спад.
3
Миграционный (или механический) прирост - положительная разница между числом прибывших в страну людей из других стран и числом выбывших из нее граждан.
4
Для определения общей картины демографических изменений в стране используются коэффициенты прироста населения. Коэффициент естественного прироста - это разница между числом родившихся и умерших за определенный период, разделенная на общую численность населения. Коэффициент миграционного прироста населения - это разница между числом прибывших в страну граждан и числом выбывших, разделенная на общую численность. Соответственно, общий коэффициент прироста населения является суммой этих коэффициентов.

Совет 2: Как определить естественный прирост

Оценка демографической ситуации в стране является основой для прогнозирования потребностей и трудовых ресурсов общества и, как следствие, объемов производства для удовлетворения нужд населения. Для полноты анализа необходимо определить естественный и миграционный прирост и просуммировать эти величины.
Инструкция
1
Для анализа демографической ситуации в стране используются абсолютные и относительные величины двух видов прироста: механического (миграционного) и естественного. Второй показатель характеризует разницу между числом родившихся и умерших граждан за определенный период времени.
2
Для того, чтобы данные были максимально корректными, применяются статистические методы, позволяющие отслеживать малейшие изменения. Эти методы включают в себя контроль рождаемости и смертности, осуществляемый специальными органами. Данные для этого поступают из роддомов и больниц и имеют документальную основу.
3
Если число родившихся за определенный период превышает число умерших, то говорят о расширенном воспроизводстве населения. Если они примерно одинаковы, это простое воспроизводство. Если же разность между ними отрицательна, то оно суженое, что свидетельствует о демографическом спаде и требует введения экстренных мер по стимулированию рождаемости.
4
Абсолютная оценка естественного прироста заключается в вычислении арифметической разности между объемом воспроизводства на конец и начало периода, который может быть любым календарным промежутком, от месяца до 5 лет (краткосрочный анализ) до десятилетий: от 5 до 100 лет (долгосрочный анализ).
5
Например, пусть за месяц количество родившихся составило 155 000 человек, а число умерших – 153 000. Тогда налицо естественный прирост в 2 000 жителей. Это можно считать простым воспроизводством, поскольку разница невелика по сравнению с обеими величинами.
6
Относительная оценка естественного прироста осуществляется путем вычисления коэффициентов. При этом абсолютную величину относят к общему числу жителей. Таким образом, получается некая величина, которая может быть выражена в процентах. Например: на начало года население страны составляет 50 млн людей. За год родилось 1 млн человек, а умерло 850 000 жителей. Абсолютный показатель естественного прироста в этом случае равен 150 000, а относительный – (150 000/50 000 000)•100% = 0,3 %.
Видео по теме
Обратите внимание
Прирост населения принято измерять в процентах, поэтому полученный коэффициент нужно умножить на 100. Общая численность населения берется на начало расчетного периода.
Полезный совет
На основе полученных данных и анализе темпа роста населения можно прогнозировать развитие ситуации на ближайшие периоды.
Источники:
  • численность населения рассчитать
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500