Совет 1: Как написать психолого-педагогическую характеристику на ученика

В процессе школьного обучения может возникнуть ситуация, когда необходимо составить психолого-педагогическую характеристику на ученика. Она может потребоваться при переходе из класса в класс (например, для обучения по другой программе).
Инструкция
1
Для написания психолого-педагогической характеристики на ученика привлеките школьного педагога-психолога, классного руководителя ребенка, а также учителей-предметников. Учет их мнения даст возможность более объективно охарактеризовать школьника. Попросите их письменно оформить свое мнение. Они войдут в сводную характеристику.
2
Медицинских работников попросите дать характеристику соматического здоровья ученика. Важно отметить соответствие физического развития школьника нормам. Кроме того, фиксируется количество простудных заболеваний в год, наличие или отсутствие хронических заболеваний.
3
Поручите педагогу-психологу дать характеристику познавательным (внимание, восприятие, речь, ощущение, мышление, память, воображение), эмоциональным (чувства, эмоции), волевым (борьба мотивов, принятие решения, постановка цели) психическим процессам. Это является очень важным для определения уровня психологической зрелости ученика. Также им определяется уровень учебной мотивации школьника. Обязательно перечисляются отрицательные черты, наличие негативных эмоций, частота и причины их проявления.
4
Объясните классному руководителю, что он должен проанализировать межличностные отношения между ребятами в классе. Как правило, среди учеников выделяются принятые и отверженные (или изгои). Кроме того, классный руководитель должен дать информацию о видимых отношениях ученика со своими родителями, другими членами семьи. Немаловажным станет описание их жилищных условий, уровня благосостояния семьи. Если в штате школы имеется социальный педагог, то такую информацию уточните у него. Также стоит отметить интересы ребенка, склонность его к какому-либо виду деятельности (школьные предметы, увлечения и т.д.).

Совет 2: Как составить психолого-педагогическую характеристику

Составление психолого-педагогических характеристик – важный момент в работе педагогов и психологов с конкретным учащимся. Этот документ позволяет подвести итоги работы с ребенком, его обследования, грамотно изложить результаты обследований, наблюдений, а кроме того, дать практические рекомендации по дальнейшему развитию ребенка для всего окружения – педагогов, родителей.
Инструкция
1
Напишите заголовок «Психолого-педагогическая характеристика» по центру строки, на следующей строке укажите, на кого она составлена: фамилия, имя и отчество учащегося.
2
Укажите построчно сведения о ребенке – дату рождения, класс, образовательное учреждение, в котором обучается ребенок, домашний адрес и телефон, а также фамилии, имена и отчества родителей. Последнее понадобится для других специалистов, которые, возможно, не близко контактируют с семьей.
3
Опишите общее впечатление о ребенке, каков его внешний вид, поведение в ситуации обследования, общения.
4
Укажите сведения о семье ребенка, ближайшем социальном окружении и уровне актуального развития ребенка.
5
Опишите особенности психофизического развития - уровень работоспособности, развития крупной и мелкой моторики, зрительно-пространственных ориентаций, восприятия, особенности внимания, памяти и мышления, на основании проведенного обследования.
6
Вместе с учителем или на основании его данных проанализируйте уровень сформированности учебных навыков. Отметьте, насколько знания, умения и навыки соответствуют требованиям программы. Отметьте существующие трудности учебного характера в математике, письме и чтении. Если нет выраженных трудностей в обучении, описывайте учебную деятельность по параметрам: успеваемость, уровень знаний, кругозор, начитанность, развитие речи, интерес к учению, проявляемые способности в учении, обучаемость.
7
Опишите личностные особенности учащегося. Укажите направленность внеучебных интересов, способности к какому-либо виду деятельности, если имеются. Отметьте выраженные особенности темперамента и характера, проявляющиеся в учебной деятельности – работоспособность, подвижность, общительность, прилежание, активность.
8
Отметьте эмоционально-поведенческие особенности – подвижность эмоциональной сферы, общий эмоциональный фон, как складываются отношения с коллективом, учителями, родителями, какие проблемы существуют.
9
На основании приведенных фактов сделайте общие психолого-педагогические выводы о причинах имеющихся проблем в поведении, учебе или отношениях. Укажите конкретные пути преодоления трудностей. Дайте рекомендации другим специалистам, родителям по дальнейшему взаимодействию, коррекционной или педагогической работе.
10
Подпишите сами и заверьте характеристику у руководителя, проставьте дату и печать учреждения.
Видео по теме
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500