Инструкция
1
Следует различать активный и пассивный словарный запас. Пассивная лексика — это все слова, которые вы понимаете. Активная — все, которые используете в повседневной речи. Следует уделять внимание в первую очередь расширению активного словарного запаса.
2
Прочитайте небольшой по объему текст, а затем перескажите (а лучше перепишите) его по памяти. Сравните словарь исходного текста и вашего пересказа. Проверьте, какие слова вы пропустили. Если их значение вам уже знакомо — значит, они входят в ваш пассивный запас. Если нет — их можно выучить.
3
Заучивать слова по спискам непродуктивно. То, что вы запомнили таким образом, держится в памяти недолго, к тому же с трудом переходит в разговорный запас.
4
Главное средство расширения активного словарного запаса — много читать. Выбирайте книги, где используется много непривычной для вас лексики, но в то же время старайтесь, чтобы язык выбранного произведения не был чрезмерно усложненным или архаичным.

При чтении произносите вслух отдельные фразы и обороты. Старайтесь проговаривать самые интересные и увлекательные эпизоды. Особенно полезно повторять реплики и диалоги персонажей.
5
Уделите внимание пословицам и поговоркам. Запишите те из них, где встречаются новые или непривычные для вас слова. Сопоставьте эти пословицы с ситуациями из своей жизни. Придумайте, как бы вы могли их применить в тех или иных случаях, и, если представится возможность употребить новое выражение, воспользуйтесь им.
6
Если вы изучаете иностранный язык, смотрите фильмы без перевода, но с субтитрами на языке оригинала. Повторяйте реплики персонажей, стараясь уловить интонацию и контекст сказанного.
7
Вы всегда помните намного больше слов, чем используете в речи. А значит, нужно не только учить новую лексику, но и активировать уже усвоенную.
8
Возьмите любой небольшой текст и постарайтесь как можно больше слов в нем заменить синонимами так, чтобы смысл от этого не пострадал. Напишите столько вариантов, сколько получится.

Также можно заменять слова антонимами (словами, противоположными по смыслу), но избегая простого использования частицы «не».
9
Выбрав несколько десятков слов, которые вы обычно не используете в речи, составьте связный текст, в который будут входить они все. Постарайтесь мысленно представить только что сочиненные события.
10
Возьмите любую книгу. Выберите слово, которое вы знаете, но не используете в речи. Пролистайте книгу от начала до конца и найдите все фразы, в которых использовано это слово. Повторите вслух каждую фразу.