Совет 1: Как рассчитать мультипликатор

В экономической теории мультипликатор – категория, используемая для определения и характеристики взаимосвязей, где имеет место мультипликационный эффект. Всемирно известный ученый экономист Дж.М. Кейнс, автор макроэкономической теории, называл мультипликатором коэффициент, который характеризует зависимость изменения дохода от изменения инвестиций.
Инструкция
1
Согласно теории Кейнса, любое увеличение инвестиций, приводит в действие мультипликативный процесс, который выражается в увеличении уровня национального дохода на большую величину, чем первоначальный рост инвестиций. Этот эффект Кейнс назвал эффектом мультипликатора. k (мультипликатор) = прирост доходов / прирост инвестиций. От предельной склонности к сбережению и потреблению зависит сила эффекта мультипликатора. Если значения этих показателей относительно постоянны, то определить мультипликатор не составит труда.
2
Чтобы рассчитать мультипликатор, предположите, что:
I – инвестиции; C – потребление; Y – национальный доход; MPS – это предельная склонность к сбережению, а MPC - предельная склонность к потреблению.
3
Поскольку Y = С + I, то прирост дохода(Y) будет равен, соответственно, сумме прироста потребления(C) и прироста инвестиций(I).
4
Согласно формуле предельной склонности к потреблению: МРС = C / Y, получаем: C = Y * МРС.
Подставьте это выражение в уравнение, указанное выше (Y = С + I).
Получим: Y = Y * МРС + I.
Следовательно: Y * (1 - МРС) = I.
5
Далее: прирост дохода Y = (1 / 1 – MPS) * прирост инвестиций I, но поскольку k = прирост Y / прирост I, следовательно прирост Y = k * прирост I. Это значит, что k = 1 / 1 – MPS = 1 / MPS, где k – мультипликатор инвестиций.
6
Таким образом, мультипликатор инвестиций – обратная величина по отношению к предельной склонности к сбережению. Мультипликатор действует как в прямом, так и в обратном направлении.

Совет 2: Как определить предельную склонность к потреблению

В современной экономике применяется такой показатель, как предельная склонность к потреблению. Его расчет необходимо для определения потребности страны в том или ином продукте. Причем должны быть известны величины изменения расходов на товар, суммы импорта и экспорта, а также общий объем производства продукции.
Вам понадобится
  • - калькулятор;
  • - величина изменения совокупных расходов;
  • - величина изменения импорта;
  • - сумма государственных расходов;
  • - сумма инвестиций;
  • - сумма, затраченная на производство продукции;
  • - величина чистого национального продукта.
Инструкция
1
Для исчисления предельной склонности к потреблению необходимо определить совокупные расходы. Просуммируйте сумму расходов на потребление конкретной продукции, инвестиции, государственные расходы и чистый экспорт. Последняя величина находится путем вычитания суммы импорта из суммы экспорта.
2
Определите сумму чистого национального продукта, величина которого должна быть равновесной, то есть общий объем производства равен совокупным расходам. Как правило, этот показатель можно исчислить путем суммирования всех расходов между собой.
3
Определите величину мультипликатора, которая исчисляется путем деления показателя отклонения от суммы чистого национального продукта (она находится путем вычитания из ЧНП общей суммы изменения, расчет которой производится путем вычитания из большей величины меньшего показателя) на сумму исходного изменения совокупных расходов.
4
Предельная склонность к потреблению определяется следующим образом. Из величины изменения совокупных расходов на производство продукции вычтите сумму отклонения от показателя чистого национального продукта. Полученный результат умножьте на сумму увеличения (уменьшения) ЧНП.
5
Предельную склонность к потреблению следует рассчитывать для того, чтобы определить уровень производства продукции. Если общие расходы равны или почти равны сумме денежных средств, которая необходима для закупки определенного объема продукции, то уровень производства является равновесным.
6
Расчет предельной склонности к потреблению продукции необходим для определения потребляемой доли изменения в общем доходе. Как правило, величина предельной склонности получается меньше единицы. Если известен показатель предельности склонности к сбережению, то составьте пропорцию, из которой будет видно, что величины обратно пропорциональны друг другу.
Источники:
  • Расчет предельной склонности к потреблению
Видео по теме
Полезный совет
Мультипликатор инвестиций отражает положительное воздействие инвестиций на другие отрасли. Дж.М. Кейнс своей теорией предлагал кроме инвестиций регулировать также и национальный доход, путем повышения налогов, для изъятия сбережений в целях увеличения инвестиций государства.

Эффект мультипликатора может вызываться не только приростом инвестиций, но и другими компонентами автономных затрат (совокупных расходов). Тогда говорят о мультипликаторе совокупных расходов; он также действует и в обратном направлении.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500