Совет 1: Как распознать нитрат натрия

Нитрат натрия представляет собой хорошо растворимую в воде среднюю соль, которая состоит из атомов металла – натрия и кислотного остатка – нитрата. Иное название – натриевая селитра, азотнокислый натрий или натриевая соль азотной кислоты. В твердом виде это бесцветные кристаллы, которые в совокупности дают вещество белого цвета. Азотнокислый натрий можно распознать с помощью качественных реакций.
Вам понадобится
  • - Нитрат натрия;
  • - концентрированная серная кислота;
  • - медные стружки;
  • - горелка;
  • - пробирка или колба;
  • - ложечка для нагревания.
Инструкция
1
Нитрат натрия – это сложное вещество, в растворе которого находятся ионы натрия и нитрат-ионы. Следовательно, качественные реакции должны последовательно проводиться на присутствие именно этих ионов.
2
Качественная реакция на ионы натрия. Единственный способ определить натрий – это провести окрашивание пламени. Для этого зажгите спиртовку, поместите в специальную ложечку несколько кристалликов нитрата натрия и внесите в пламя, которое сразу примет окраску ярко-желтого цвета.
3
Можно опыт несколько видоизменить. Для этого возьмите бумагу (можно фильтровальную), пропитайте ее раствором нитрата натрия и высушите. Для усиления дальнейшего эффекта можно проделать эти манипуляции несколько раз. Затем внесите в пламя горелки кусочки бумаги, в результате чего пламя также приобретет красивую желтую окраску. Это происходит за счет ионов натрия.
4
Качественная реакция на нитрат-ионы. Реагентом на нитрат является медь. Для этого сначала в пробирку или в колбу с нитратом натрия добавьте концентрированную серную кислоту, а затем осторожно опустите медные стружки или нарезанную на кусочки медную проволоку. В результате химического взаимодействия образуется сразу несколько продуктов реакции, одним из которых является газообразное вещество - оксид азота (IV). Иначе оно называется бурый газ или «лисий хвост» (такое название получил за окраску). Появление бурого газа как раз свидетельствует о присутствии в растворе нитрат-ионов. Сам раствор приобретет голубую окраску.
5
Во время проведения опытов обязательно соблюдайте правила техники безопасности, так как все вещества, как реагенты, так и продукты реакции, являются особенно опасными. Бурый газ – это чрезмерно ядовитое соединение, которое может вызвать отравление, а потому опыт необходимо проводить только под тягой (в вытяжном шкафу). Концентрированная серная кислота обладает водоотнимающим действием, поэтому при попадании на кожу рук может вызвать сильный ожог. Также опасен этот реагент и для одежды, которую необходимо защитить халатом.

Совет 2: Как распознать раствор нитрата натрия

Распознавание раствора нитрата натрия происходит поэтапно. Сначала проводим реакции на наличие катионов натрия, а затем - нитрит-анионов. Только при необходимом результате всех реакций можно утверждать, что данный раствор - раствор нитрата натрия.
Вам понадобится
  • Раствор уксусной кислоты, раствор цинк-уранил-ацетата, раствор дифениламина, раствор перманганата калия, раствор серной кислоты, горелка, пробирки, пипетки.
Инструкция
1
Перед проведением реакций, необходимых для определения в растворе нитрата натрия, тщательно промываем дистиллированной водой все пробирки, которые должны быть бесцветными и одинакового размера. Затем внимательно проверяем сроки годности всех реактивов, которые нам потребуются.
2
Существуют две реакции для определения катионов натрия. Для проведения первой наливаем в пробирку 1 мл раствора, в котором необходимо определить катионы натрия, добавляем туда несколько капель раствора уксусной кислоты, для придачи кислой среды. Затем добавляем 0,5 мл раствора цинк-уранил-ацетета. Выпадение желтого кристаллического осадка показывает на наличие катионов натрия. Наличие осадка проверяем, прислонив пробирку к белому листу бумаги.Для следующего опыта берем горелку, поджигаем ее фитиль и капаем испытуемый раствор на пламя, которое должно окраситься в желтый цвет. Если обе реакции дали нужный результат, то мы можем утверждать, что в растворе имеются катионы натрия.
3
Далее переходим к нитрат-анионам. Проводим первую реакцию: к 1 мл раствора добавляем несколько капель дифениламина, раствор должен окраситься в синий цвет. Берем белый лист бумаги и на его фоне определяем цвет.Для второй реакции потребуется 2 мл раствора перманганата калия, подкисленного серной кислотой, цвет которого может быть от розового до темно-бардового в зависимости от концентрации. К нему добавляем 1 мл испытуемого раствора – обесцвечивание перманганата калия произойти не должно. Не забываем про белый лист бумаги, на фоне которого мы будем определять цвет. Эта реакция является главным отличием нитратов от нитритов, нитриты обесцвечивают раствор перманганата калия. При наличии в растворе нитрат-анионов эффекты этих реакций будут именно такими, как описано выше.
Видео по теме
Совет полезен?
Обращаться со всеми реактивами нужно осторожно, не отвлекаясь.
Источники:
  • "Фармацевтическая химия", Г.А. Мелентьева, Л.А. Антонова, 1985.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500