Совет 1: Как беречь язык

Сегодня, когда глобализация стирает грани и различия в образе жизни многих народов на нашей планете, особенно остро начинаешь понимать, что национальные традиции, культура и, особенно, язык, представляют собой большую ценность, которая нуждается в защите и сбережении. Язык – не только средство общения, это способ национальной самоидентификации.
Инструкция
1
Русский язык, истоками своими уходящий к языкам славянской группы, вобрал в себя многие слова, имеющие греческие, латинские корни. По своей фонетической мощи он является одним из совершеннейших языков мира. Это язык, развивающийся вот уже не одно тысячелетие, давший миру величайших писателей и поэтов, чьи произведения вошли в золотой фонд мировой литературы.
2
Русский язык постоянно развивается одновременно с развитием науки, техники. Он пополняется современными терминами и новыми словами, органично вписавшимися в него. Это процесс естественный и не противоречащий нормам развития любого языка. Но в последнее время прослеживается не благоприятная тенденция к его упрощению, которая на фоне возросшей безграмотности выглядит довольно пугающе.
3
Хорошая, грамотная русская речь становится все большей редкостью. Если раньше за чистотой речи следили и обучали ей даже журналистов, дикторов телевидения и радио, то сегодняшние средства массовой информации этим вовсе не отличаются. Ни звезды экрана, ни эстрады, ни политики сегодня не могут похвастаться грамотной и связной речью.
4
Чтобы сберечь язык, на котором вы разговариваете с рождения, советуем вам больше читать. Обратитесь к классикам. Человеком, который адаптировал и осовременил старорусскую речь, стал А.С.Пушкин, чьи литературные труды по-прежнему современны и актуальны. Они написаны прекрасным, «вкусным» языком, на котором разговаривает со своими читателями и сам автор, и герои его произведений.
5
Если вы ощущаете себя русским человеком, изучайте народное творчество – сказки, легенды. Настоящий кладезь народной мудрости и языковых сокровищ – пословицы и поговорки. Почувствуйте игру слов и оцените ее, посмотрите, какими лаконичными средствами, с помощью буквально нескольких слов, поговорка передает глубокий смысл, который пересказать удастся только в нескольких предложениях.
6
Прекрасны русские народные песни, в которых можно найти следы реальных исторических событий и некоторые слова, характерные для жителей различных регионов великой Руси. Даже по ним можно изучать родной язык, это своего рода возможность «законсервировать» его и использовать по мере необходимости, для изучения и удовольствия.

Совет 2: Почему нужно беречь книги

Необходимость беречь книги возникла уже со времен появления этих печатных носителей мудрости. Процесс их изготовления был очень дорог и несовершенен, поэтому без трепетного отношения фолиант быстро приходил в негодность. Сегодня причины, по которым книги нужно беречь, лежат в другой сфере. Культура отношения с многостраничными томами основана на уважении к их содержанию.
Ценность книг заключается, прежде всего, в их содержании. Любую сферу жизни или лишь малую ее часть человек может постичь на своем опыте. Ему нужно попробовать что-то сделать, пережить определенные эмоции, правильно действовать в различных ситуациях, чтобы составить впечатление лишь о тысячной доли всего разнообразия жизни. Постижение ее только за счет собственного опыта значительно сокращает количество знаний, которые человек успеет получить за отведенное ему время. Книги решают эту проблему. В них в концентрированном виде и в интересной для восприятия форме изложен опыт многих тысяч людей. Причем он информация уже отсортирована и проанализирована. Вдобавок к собственным соображениям и экспериментам вы получаете мудрость, которая собиралась сотни лет.С помощью художественной литературы вы сможете глубже понять психологию, воспользоваться алгоритма решения самых типичных житейских проблем, подпитаете свою душу настоящим искусством. Научная литература ускорит процесс вашего развития, вам не придется изобретать велосипед – вы имеете возможность использовать отлаженные способы работы в любой сфере. Это сокращает путь для совершения открытий – человек может вывести науку на новый уровень, используя все предыдущие наработки.Приняв и проанализировав всю эту информацию, вы развиваетесь в личностном плане, становитесь интересным собеседником, а следовательно, получаете шанс найти общий язык со множеством людей, которые не заинтересовались бы вами при других условиях.Бережное отношение к столь ценному объекту – это вопрос внутренней культуры. Уважение к науке, искусству, истории развития человечества и к труду создателей книг вы можете выразить в бережном отношении к книге. Ведь именно она является материальным воплощением и своеобразным хранилищем перечисленных ценностей. Безусловно, аккуратность при чтении – это аксиома. Однако на сохранность книги влияет и то, где и как она будет стоять, дожидаясь своего часа.Рассортируйте книги по размеру и такими группами друг за другом поставьте на полки застекленного шкафа. Тома должны стоять достаточно плотно, иначе их корешки со временем перекосятся и начнут разрушаться. Однако и слишком много книг в одном ряду выставлять не стоит. Вы должны с легкостью доставать любую из них. Вытягивайте нужную книгу, взяв ее одной рукой по центру корешка и второй подталкивая с противоположной стороны. Ни в коем случае не тяните книгу за каптал или верхнюю часть корешка – они быстро порвутся.Регулярно проветривайте шкафы с книгами, вытаскивайте фолианты и снимайте пыль сухой тряпочкой. На полках проводите влажную уборку и оставляйте их пустыми до полного высыхания.
Видео по теме

Совет 3: Что такое "зеница ока"

Выражение «хранить как зеницу ока» употребляют довольно часто. Означает оно «относиться к чему-либо очень бережно». Но современному человеку в этом идиоматическом обороте понятны не все слова, и наиболее странно звучит «зеница».

Откуда оно взялось?

Выражение «хранить как зеницу ока» очень старое, пришло оно в современный русский язык из старославянского. «Зеницу» можно встретить и в «Слове о полку Игореве», и в старом переводе Библии, и в стихах русских поэтов, любивших архаизмы. За несколько столетий русский язык изменился, в нем появились новые слова, а многие старые вышли из употребления или остались только в идиоматических выражениях, не всегда понятных современному россиянину.
Некоторые выражения употреблялись когда-то в той или иной профессиональной среде и были понятны всем, но с исчезновением профессии исчезли из повседневной речи.

Глаз и то, что в нем есть

Вторая часть этого выражения более или менее понятна. Слово «око» сохранилось почти во всех славянских языках – русском, украинском, белорусском, польском, чешском, словацком и других. Означает оно «глаз». В русском языке это слово стало принадлежностью «высокого штиля», в других же славянских оно относится к обычной бытовой лексике.
Это слово довольно часто звучит в песнях и романсах – достаточно вспомнить «Очи черные», «Черные брови, карие очи» и т.д

Что есть в глазу?

Рассмотрите глаз. Можно взять картинку, можно посмотреть в зеркало. Вы увидите, что состоит он из нескольких частей. Есть глазное яблоко, есть радужная оболочка, а есть зрачок. Он и представляет собой самое важное, что есть в глазу. Сейчас, конечно, повреждения зрачка порой лечат, а вот в древности человек при малейшей травме зрачка мог ослепнуть. Именно это черное пятнышко в центре глаза и называли зеницей, и именно его надо было беречь.

Око за око, зуб за зуб

В Древней Руси, как и в любом государстве, существовали свои законы. Современному человеку они могут показаться жестокими, но людям того времени иначе поддерживать порядок не умели. И с тех времен пошло выражение «око за око» - опять о глазах. Если перевести его на современный язык, оно будет звучать примерно так: «отплатить той же монетой», «сделать человеку то же, что он сделал тебе». Глаз же упоминается потому, что в древности люди особенно ценили зрение. Ослепший человек очень быстро оказывался внизу социальной лестницы, если только не был представителем правящего рода. Большинство ремесел и ратная служба были ему недоступны.

Родственники из просторечия

В повседневной речи слово «зеница» встречается редко. Но у этого слова есть родственники, которые относятся не только к повседневной, но даже и к низовой лексике. Слово «зенки» звучит куда менее достойно, нежели «зеница». Даже и не скажешь, что родом оно из того же старославянского. Тем не менее, это так. Грубое просторечное выражение «пялить зенки» или «вытаращить зенки» означает «удивиться чему-то до такой степени, что расширились зрачки», или «заглядеться на что-то». Так что от одного корня происходят и зеница, которую нужно беречь или хранить, и зенки, означающие крайнюю степень изумления.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500