Совет 1: Как писать "имея в виду"

В русском языке есть большое количество омонимов (слов, которые звучат одинаково). При этом такие слова могут даже относиться к разным частям речи и писаться совершенно по-разному. Примером может быть "ввиду" и "в виду". Чтобы не ошибиться в правильном написании таких слов, достаточно придерживаться простого алгоритма.
Инструкция
1
Словосочетание «иметь в виду» относится к числу устойчивых выражений, и "в виду" здесь всегда пишется раздельно (независимо от контекста). Например, «руководитель сделал сотруднику замечание, имея в виду неправильно составленный им договор». Или еще один пример: «Было время, когда я занимался полезными ископаемыми, вовсе не имея в виду, что когда-нибудь стану геологом».
2
Слово «ввиду» пишется слитно, если в значении имеет причинную (или следственную) связь. Например, «Ввиду хорошей погоды, вся наша большая семья собралась вместе и поехала на пляж». Или: «Ввиду внезапно начавшегося шторма, мы были вынуждены причалить к берегу».
3
Чтобы не путать существительное «в виду» с предлогом «ввиду», можно проверить себя следующим образом. Если речь идет о событиях, которые уже произошли или происходят, и их можно заменить оборотом «по причине», то перед вами предлог: «ввиду (по причине) отличного настроения, бабушка испекла вкусный яблочный торт». Или: «Он много болел, ввиду (по причине) слабого иммунитета.
4
В другом случае "иметь в виду" что-то (события) или кого-то (людей) – означает принимать что-то во внимание или держать (хотя бы мысленно) в поле зрения. Это уже сочетание существительного с предлогом и пишется оно раздельно. Например, «лодка плыла по ровной глади прекрасного озера в виду берега», «рыба плавала в аквариуме в виду растений».

Совет 2: Как писать «не» с разными частями речи

Несмотря на то, что все проходили эту тему в школе, довольно много людей ошибается в написании злополучной частицы «не» с разными частями речи. А ведь все так просто!

Общее правило

Для разных частей речи существуют свои правила написания этой частицы, но есть одно общее. Если слово не употребляется без «не», его следует писать слитно. «Ненавидеть», «негодовать», «ненастье» и многие другие слова пишутся только слитно и никак иначе. Это правило распространяется на все части речи и заметно облегчает жизнь как школьникам, так и взрослым.

«Не» с существительными

Пожалуй, правила написания для имени существительного наиболее просты. Сомневаетесь в написании? Просто подберите синоним к существительному (он не должен содержать «не»). Если получилось, оно пишется слитно. Например: недруг - враг, неправда - ложь. Раздельно следует писать в том случае, если в предложении есть противопоставление (не правда, а ложь).

«Не» с глаголами и деепричастиями

Для этих двух частей речи правила написания совершенно одинаковы. Из школьного курса известно, что «не» с глаголами всегда пишется раздельно. С деепричастиями то же самое. Исключением служат слова, которые не употребляются без этой частицы. Например: недомогать, недомогая и т.д.

«Не» с прилагательными

Если с предыдущими частями речи все было более-менее просто, над прилагательными придется подумать, так как правил немного больше. В случае слитного написания можно руководствоваться аналогичными правилами для имен существительных: подобрать синоним без «не» (невысокий - низкий) или обнаружить противопоставление с союзом «но» (река неглубокая, но широкая). Также добавляется третье правило: если полное прилагательное пишется с «не» слитно, краткое прилагательное, образованное от него, пишется также.

«Не» пишется раздельно, если есть противопоставление (не глупый, а умный), если отрицание дополнено словами «далеко», «ничуть», «вовсе» (вовсе не глупый, ничуть не умный). Следует помнить, что «не» с кратким прилагательным будет писаться раздельно, если полное прилагательное, от которого образовано краткое, пишется раздельно.

«Не» с причастиями

Эта частица пишется слитно с причастиями только в одном случае: если при причастии нет зависимого слова, к которому можно задать какой-либо вопрос. Например: неоконченное дело.

Соответственно раздельно пишется, если зависимое слово есть: не законченная вовремя работа. К слову «вовремя» можно задать вопрос от слова «законченная». Также раздельно писать следует в том случае, если имеется противопоставление. Например: не законченная, а начатая работа. Помните, что все краткие причастия пишутся с «не» раздельно (работа не выполнена).
Источники:
  • «не» с разными частями речи
  • «не» с разными частями речи
Полезный совет
Такой же алгоритм действует при выборе «вроде» и «в роде», «вслед» и «в след», «навстречу» и «на встречу», «наподобие» и «на подобие» «посередине» и «по середине».
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500