Совет 1: Как составить план произведения

Для чего составляют план произведения? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении плана за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.
Инструкция
1
Прочитайте произведение.
2
В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы.
3
Во время чтения делайте необходимые выписки: название произведения, названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.
4
Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план-схему.
5
Также определитесь с видом плана, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.
6
Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведениях это перечень действующих лиц и указание места действия).
7
Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.
8
Найдите завязку произведения.
9
Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.
10
Выявите кульминацию.
11
Определите развязку книги.
12
Сопоставьте сюжет и композицию произведения.
13
Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.
14
Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
- выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристики персонажей;
- Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования;
- Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам;
- Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.
15
Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения.
16
Составьте первоначальный вариант плана, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.
17
Перечитайте план.
18
Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами плана интервалы.
19
Перепишите план в соответствии с поправками.
20
Окончательный вариант плана используйте при анализе произведения или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.

Совет 2: Как составить план сочинения

Существует две ситуации, в которых нам нужно написать сочинение – домашняя спокойная и экзаменационная, где требуется максимальное сосредоточение. Однако алгоритм составления плана остается одинаковым в том и другом случае.
План сочинения является основной задачей сочинения. Он представляет собой цепочку, последовательность ваших мыслей, которые ведут в раскрытию темы. Любой темы. В любой области знаний - литература, история, обществознание или биология.

Если вы пишите сочинение дома, у вас будет достаточно времени на раздумье, возможность соотнести свое мнение с мнением авторитетных критиков или специалистов. Достаточно воспользоваться поисковиком интернета.

Если вы пишите экзаменационное сочинение, на которое отводится 100 минут, выделите на осмысление темы и составление плана 20 минут. И помните, четко составленный план – половина успеха!

Схема плана. Советы по оформлению

Воспользуйтесь общепринятой схемой плана:
I Введение.
II Основная часть.
III Заключение.
Части плана обозначаются римскими цифрами. Сформулируйте основные мысли и озаглавите каждую часть плана. Например:
I Введение. Самые известные теории происхождения человека.
В конце формулировки ставится точка.

Сформулируйте и озаглавьте основную часть. Правильно этот шаг алгоритма выполняется так:
II Основная часть. Борьба креационистской и эволюционной теорий.
В конце формулировки ставится точка.

Разверните основную часть плана. Сформулируйте пункты плана. (Пункты основной части плана обозначаются арабскими цифрами). К примеру:
1. Теория Дарвина:
2. Креационизм:
Ставим двоеточие.

Сформулируйте подпункты плана. Подпункты основной части плана обозначаются буквами. Выглядит оформление подпункта следующим образом:
а) противоречия в теории Дарвина;
После каждого подпункта нужно ставить запятую или точку с запятой.

Важные моменты

Каждый ваш пункт или параграф должен содержать только одну мысль. Опишите мнение автора или сторонников теории, отметьте сильные и слабые стороны, выразите свою точку зрения.

В каждом пункте или параграфе плана необходимо соблюдать соответствие основной мысли всего сочинения. Не увлекайтесь сторонними идеями, особенно, если вы ограничены объемом и временем.

Введение и заключение не должны разниться, ведь, вы отстаиваете только одну главную идею. Во введении сформулируйте её максимально правильно, с вашей точки зрения. В заключении напишите то же самое, только другими словами.
Видео по теме
Источники:
  • Сочинение (этапы работы, рекомендации)
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500