Совет 1: Как определить массовую долю раствора

Массовая доля раствора – это химический термин, который может пригодиться при решении задач во время контрольной или самостоятельной работы, а также при выполнении расчетной части практических заданий. Однако не следует думать, что если золотое учебное время закончено, то больше эти знания не пригодятся. Во-первых, подрастающее поколение может подойти к родителю с вопросом по данной теме. А во-вторых, расчет массовой доли может понадобиться, например, для определения концентрации лекарственных или пищевых растворов (уксуса). Не менее важно применять знания при расчете количества удобрений.
Вам понадобится
  • Ручка, бумага, калькулятор
Инструкция
1
Массовая доля – это отношение массы растворенного вещества к массе раствора. Причем она может измеряться или в процентах, тогда для этого полученный результат нужно умножить на 100% или в массовых долях (в этом случае единиц измерения не имеет).
Любой раствор состоит из растворителя (вода – наиболее распространенный растворитель) и растворенного вещества. Например, в любом растворе соли растворителем будет вода, а в качестве растворенного вещества будет выступать сама соль.
Для расчетов необходимо знать хотя бы два параметра – массу воды и массу соли. Это даст возможность рассчитать массовую долю вещества в растворе, которая обозначается буквой w (омега).
2
Пример 1. Масса раствора гидроксида калия (KOH) 150 г, масса растворенного вещества (KOH) 20 г. Найдите массовую долю щелочи (KOH) в полученном растворе.
m (KOH) = 20 г
m (KOH) = 100 г
w (KOH) - ?Существует формула, по которой можно определить массовую долю вещества.
w (KOH) = m (KOH) / m (раствора (KOH) х 100%Теперь рассчитайте массовую долю растворенного вещества гидроксида калия (KOH):
w (KOH) = 20 г / 120 г х 100% = 16,6 %
3
Пример 2. Масса воды 100 г, масса поваренной соли 20 г. Найдите массовую долю хлорида натрия в растворе.
m (NaCl) = 20 г
m (воды) = 100 г
w (NaCl) - ?Имеется формула, по которой можно определить массовую долю вещества.
w (NaCl) = m (NaCl) / m (раствора NaCl) х 100%Прежде чем воспользоваться данной формулой, найдите массу раствора, которая состоит из массы растворенного вещества и массы воды. Следовательно: m (раствора NaCl) = m (растворенного вещества NaCl) + m (воды)Подставьте конкретные значения
m (раствора NaCl) = 100 г + 20 г = 120 гТеперь рассчитайте массовую долю растворенного вещества:
w (NaCl) = 20 г / 120 г х 100% = 16,7 %

Совет 2: Как определить массовую долю вещества

Массовая доля вещества показывает его содержание в более сложной структуре, например, в сплаве или смеси. Если известна общая масса смеси или сплава, то зная массовые доли составляющих веществ можно найти их массы. Найти массовую долю вещества, можно зная его массу и массу всей смеси. Эта величина, может выражаться в дольных величинах или процентах.
Вам понадобится
  • весы;
  • периодическая таблица химических элементов;
  • калькулятор.
Инструкция
1
Определите массовую долю вещества, которое находится в смеси через массы смеси и самого вещества. Для этого с помощью весов определите массы веществ, составляющих смесь или сплав. Затем сложите их. Полученную массу примите за 100%. Чтобы найти массовую долю вещества в смеси, поделите его массу m на массу смеси M, а результат умножьте на 100% (ω%=(m/M)∙100%). Например, в 140 г воды растворяют 20 г поваренной соли. Чтобы найти массовую долю соли, сложите массы этих двух веществ М=140+20=160 г. Затем найдите массовую долю вещества ω%=(20/160)∙100%=12,5%.
2
Если требуется найти содержание или массовую долю элемента в веществе с известной формулой, воспользуйтесь периодической таблицей химических элементов. По ней найдите атомные массы элементов, которые входят в состав вещества. Если один элемент встречается в формуле несколько раз, умножьте его атомную массу на это число и сложите полученные результаты. Это будет молекулярная масса вещества. Чтобы найти массовую долю любого элемента в таком веществе, поделите его массовое число в данной химической формуле M0 на молекулярную массу данного вещества M. Результат множьте на 100 % (ω%=(M0/M)∙100%).
3
Например, определите массовую долю химических элементов в медном купоросе. Медный купорос (сульфат меди II), имеет химическую формулу CuSO4. Атомные массы элементов, входящих в его состав равны Ar(Cu)=64, Ar(S)=32, Ar(O)=16, массовые числа этих элементов будут равны M0(Cu)=64, M0(S)=32, M0(O)=16∙4=64, с учетом того, что в молекуле содержится 4 атома кислорода. Рассчитайте молекулярную массу вещества, она равна сумме массовых чисел составляющих молекулу веществ 64+32+64=160. Определите массовую долю меди (Cu) в составе медного купороса (ω%=(64/160)∙100%)=40%. По такому же принципу можно определить массовые доли всех элементов в этом веществе. Массовая доля серы (S) ω%=(32/160)∙100%=20 %, кислорода (О) ω%=(64/160)∙100%=40%. Обратите внимание на то, что сумма всех массовых долей вещества должна составить 100%.

Совет 3: Как определить раствор хлорида натрия

Хлорид натрия – это самая обыкновенная поваренная соль, которую люди ежедневно употребляют в пищу. С точки зрения химического состава представляет собой соединение, которое состоит из атомов натрия и хлора. В растворе поваренная соль распадается (или диссоциирует) на ионы натрия, а также хлорид-ионы, причем на каждый из них существует характерная реакция, позволяющая их определить.
Вам понадобится
  • - пробирки;
  • - нагревательный прибор;
  • - нитрат серебра;
  • - проволока;
  • - фильтровальная бумага;
  • - щипцы или пинцет.
Инструкция
1
Для того чтобы определить качественный состав хлорида натрия, необходимо подобрать лабораторную посуду (пробирки) и нагревательный прибор с открытым пламенем. Это может быть спиртовка или горелка. Помимо этого потребуются проволока, фильтровальная бумага и реактивы.
2
Качественная реакция на натрий. Возьмите фильтровальную бумагу, пропитайте ее раствором хлорида натрия и высушите. Повторите эти действия несколько раз, чтобы концентрация ионов натрия стала больше, что обеспечит достоверность эксперимента. Захватите полученный образец пинцетом или тигельными щипцами и внесите в пламя спиртовки или горелки. Привычный цвет пламени сменит свою окраску на ярко-желтую. Это свидетельствует о наличии в соединении натрия.
3
Можно поступить несколько иначе, а именно без использования бумаги. Возьмите проволоку, на одном конце согните маленькую петельку и прокалите ее на пламени. Опустите петельку в раствор хлорида натрия, после чего внесите ее в пламя нагревательного прибора. В результате опыта появится ярко-желтое окрашивание пламени, что является качественной реакцией на натрий.
4
Качественная реакция на ион хлора. Возьмите любую растворимую соль серебра, так как именно при взаимодействии ионов серебра с ионами хлора происходит выпадение осадка. Растворимость солей можете посмотреть по таблице растворимости. Оптимальным вариантом будет использование нитрата серебра. Налейте в пробирку 2 мл хлорида натрия и осторожно добавьте 2 мл раствора нитрата серебра. В результате реакции моментально выпадет белый осадок хлорида серебра, наличие которого свидетельствует о присутствии в исследуемом растворе ионов хлора.
Обратите внимание
При выполнении опытов обязательно соблюдайте правила техники безопасности, особенно с нагревательными приборами.
Совет полезен?
При работе с нитратом серебра желательно использовать халат для проведения лабораторных работ. В противном случае на одежду могут попасть капли реагента, пятна от которого вывести практически невозможно.
Полезный совет
При расчете не путайте такие понятия, как масса растворенного вещества и массовая доля растворенного вещества
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500