Совет 1: Как рассчитать концентрацию раствора

Концентрация - величина, определяющая количество находящегося в растворе вещества. Чаще всего используется в химии (для эксперимента важно, чтобы раствор был приготовлен правильно), иногда находит применение в других науках, а порой и в повседневной жизни (приготовить наиболее точный раствор соли, сахара, соды и т.д.).
Как рассчитать концентрацию раствора
Вам понадобится
  • Учебник по аналитической или общей химии любого автора.
Инструкция
1
Необходимо отметить, что состав раствора (или содержание растворенного вещества в растворе) выражается разными способами: размерными и безразмерными величинами. Безразмерные величины (доли, проценты) к концентрациям не относятся, т.к. концентрация - величина размерная. В химии в основном используют 3 вида концентраций: молярная концентрация или молярность, моляльная концентрация или моляльность и эквивалентная или нормальная концентрация.
Молярная концентрация или молярность - отношение количества вещества к объему раствора. Рассчитывается по формуле См = n/V, где n - количество вещества, моль, V - объем раствора, л. Также эту концентрацию могут обозначить буквой М после числа. Так, например, запись 5 М HCl означает, что См(HCl) = 5 моль/л, т.е. 5 моль HCl находятся в 1 л воды. Примечание: если в задаче не указано количество вещества, но указана его масса, то можно использовать формулу n = m/Mr, где m - масса вещества, г, Mr - молекулярная масса (можно посчитать с помощью таблицы Д.И. Меделеева), n - количество вещества, моль. Данная концентрация изменяется при увеличении или уменьшении температуры.
2
Моляльная концентрация или моляльность - отношение количества вещества к массе растворителя. Рассчитывается по формуле m = n/ M (раствора), где n - количество вещества, моль, М (раствора) - масса раствора, кг. Например, m(HCl)= 5 моль/кг (H2O), означает, что на 1 кг воды приходится 5 моль HCl. Растворителем не обязательно является вода (это зависит от условий поставленной задачи), количество вещества можно рассчитать (способ указан в пункте первом), при температуре моляльная концентрация не изменяется.
3
Эквивалентная или нормальная концентрация - отношение числа эквивалентов растворенного вещества к объему раствора. Обозначать нормальную концентрацию можно Сн или буквой н. после числа. Например, 3 н. НСl - означает раствор, в каждом литре которого находится 3 эквивалента соляной кислоты. Расчет эквивалента - это отдельная тема, которую при необходимости можно найти в школьном учебнике по химии. Данную концентрацию часто используют в аналитической химии, когда необходимо узнать, в каких объемных соотношениях смешать растворы: растворенные вещества должны без остатка прореагировать, т.е. С1*V1 = C2*V2, где С1 и V1 - концентрация и объем одного раствора, а С2 и V2 - концентрация и объем другого раствора. Используя данные виды концентраций, возможно решить поставленную задачу.
Источники:
  • моляльная концентрация

Совет 2 : Как определить кислоту в смеси

С точки зрения теории электролитической диссоциации, кислоты – это соединения, при диссоциации которых образуется положительный ион водорода H+ и отрицательный ион кислотного остатка. Кислоты Льюиса представлены в более общем виде: ими называются все катионы, анионы или нейтральные молекулы, которые способны принимать электронные пары. Основания Льюиса способны отдавать электронные пары.
Как определить кислоту в смеси
Инструкция
1
Для определения кислоты в смеси используются индикаторы. Реакции кислот с индикаторами приводят к изменению окраски последних. Качественное обнаружение кислот в растворах основано на этом принципе.
2
К примеру, лакмус. Опустите небольшой кусочек лакмусовой бумажки в раствор. В нейтральной среде он станет фиолетовым, в кислой среде станет красным, в щелочной – синим. Интенсивность окраски зависит от концентрации раствора. Лакмус – наиболее широко применяемый кислотно-основный индикатор.
3
Еще одним известным индикатором является метиловый оранжевый (метилоранж), органический синтетический краситель. Метилоранж становится красным в кислой среде, оранжевым в нейтральной и желтым в щелочной. Когда метилоранж реагирует с веществами, меняется его структура, а от этого изменяется интенсивность поглощения им световых лучей.
4
Конго красный посинеет от сильной кислоты. В нейтральной и щелочной среде он будет красным. Для определения щелочной среды часто используется фенолфталеин, который становится малиновым в таких условиях. При сильнокислой реакции среды фенолфталеин оранжевый. В слабокислых, нейтральных и сильнощелочных растворах он бесцветен.
5
Качественными на отдельные кислоты являются окислительно-восстановительные превращения, приводящие к выпадению осадка. Так, по ионному уравнению Ag(+) + Cl(-) = AgCl↓ можно определить хлороводородную кислоту HCl, поскольку при добавлении в раствор катионов серебра выпадает белый осадок AgCl↓. Осадок белого цвета выпадает и в уравнении Ba(2+) + SO4(2-) = BaSO4↓. Катионами серебра можно обнаружить также ортофосфорную кислоту H3PO4: 3Ag(+) + PO4(3-) = Ag3PO4↓ (желтый осадок).
Видео по теме
Обратите внимание
Имейте в виду, что если в растворе присутствовала не только кислота, но и основание, то они могли взаимно нейтрализовать друг друга.
Совет полезен?
Поиск
Осталось символов: 500