Совет 1: Екатерина II как политик

Екатерина II Великая – один из наиболее значимых правителей царской России. Урожденная София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская была дочерью мелкого князя Священной Римской империи, но в результате замужества стала женой императора Петра III. После дворцового переворота единовластно правила страной с 1762 по 1796 год.

Екатерина Великая олицетворяет целую эпоху в истории России. Историки оценивают ее как тонкого и умного дипломата, разностороннего человека и сильную женщину. Чтобы всесторонне оценить ее деятельность на государственном поприще, стоит рассмотреть в отдельности ее внутреннюю и внешнюю политику.

Внешняя политика Екатерины была направлена на укрепление престижа и роли страны на политической арене Европы. Императрица ставила своей целью расширение границ государства и приобретение выхода к Черному морю. В ее правление в результате двух войн с Турцией 1768-1774 и 1787-1792 годов страна приобрела важные стратегические пункты в устье Днепра, такие как Азов, Керчь, присоединила Крым и утвердилась на Черноморском побережье. В результате тонких интриг и сложной дипломатии после трех разделов Польши Россия получила Литву, Курляндию, Волынь, Белоруссию и Правобережную Украину. В результате Георгиевского Трактата 1783 г. в состав России вошла Грузия.

Благодаря тонкой дипломатии роль России в политике Европы значительно возросла. Созданный северный союз между Россией, Пруссией, Англией, Швецией, Данией и Речью Посполитой против Австрии и Франции надолго изменил расстановку сил в Европе. На протяжении второй половины 17 века Россия часто выступала в роли арбитра между странами, навязывая им условия политических договоров, учитывая собственные интересы.

Внутренняя политика Екатерины противоречива и неоднозначна. Екатерина II олицетворяет эпоху просвещенного абсолютизма в России. Она открывала учебные заведения, поощряла научные исследования, собирала картины и заботилась о преображении городов и постройке дворцов. В своей внутренней политике она неуклонно укрепляла армию и флот. В ее правление армия России увеличилась в 2 раза, количество кораблей выросло более чем в три раза по сравнению со временем правления ее мужа. Государственные доходы страны возросли более чем в четыре раза. Но в тоже время появились бумажные деньги, что привело к значительной инфляции, и впервые возник внешний долг России. По выплавке чугуна Россия вышла на первое место. Значительно увеличилась доля экспорта товаров, хотя торговля была исключительно сырьевой, а экономика оставалась преимущественно аграрной.

В своей политике императрица опиралась на дворянство, права которого значительно расширила. Дворяне получили права на недра земли, их имущество не могло быть конфисковано, также они освобождались от обязанности служить. Крестьянское же население подвергалось закабалению все больше, им запретили жаловаться на помещика, крестьяне стали продаваться без земли.

Екатерина продолжила тот политический курс, который был намечен ее предшественниками. Она много заботилась о величии страны, но делала это за счет внутренних резервов. Политика ее была весьма противоречива.

Совет 2: Что называли чертовым яблоком во времена Петра I

Картофель занимает видное место в кухне народов мира. Он неприхотлив в выращивании, богат углеводами и, значит, быстро насыщает. Однако путь этого полезного корнеплода к признанию в России был долог и непрост.

Картофель в Европе

Родина картофеля – Южная Америка, откуда он попал в Европу в середине XVI с конкистадорами, оценившими пользу и вкус экзотического овоща. Правда, сначала картофель выращивали на клумбах как декоративное растение – букетиками из его цветов дамы украшали корсажи бальных платьев и прически.

Первые попытки использовать картофель в кулинарии были плачевными, поскольку готовили блюда не из корнеплодов, а из ягод картофеля, в которых накапливается ядовитый солонин.
Сэр Уолтер Рэйли, доставивший картофель в Англию, велел приготовить изысканное угощение из стеблей и листьев растения, и потому новинка не понравилась его знатным гостям.

Самый быстрый успех ожидал картофель в Ирландии и Италии, поскольку тамошним крестьянам, страдавших от грабительской политики оккупационных властей, нужная была надежная альтернатива злаковых. Рожь и пшеницу у итальянцев отнимала испанская армия, у ирландцев – английская. Уже в начале XVII века новая огородная культура спасала от голода сотни тысяч человек.

В Германии и Австрии в начале XVII века крестьян заставляли сажать картофель под надзором армии. Через несколько десятков лет жители Центральной Европы оценили выгоду новой огородной культуры, и картофель занял достойное место в их рационе.

Картофель в России

В Россию картофель впервые попал по воле Петра I, царя-реформатора. Обучаясь в Голландии в конце XVII века корабельному делу и навигации, Петр Алексеевич оценил вкусовые качества этого корнеплода и прислал с обозом мешок картофеля графу Шереметьеву с наказом развести его на территории России. Первый опыт был неудачным – картофель сажали только ближайшие сподвижники царя. Крестьяне и помещики восприняли новый приказ Петра как его очередную опасную блажь, вроде распоряжения курить табак, пить чай и кофе.

Более решительно взялась за дело во второй половине XVIII Екатерина II. Чтобы преодолеть тяжкие последствия регулярных неурожаев, по ее приказу за границей был закуплен семенной картофель и разослан по стране со строгим наказом сажать новую культуру в огородах. К сожалению, к семенам не прилагалась подробная инструкция по приготовлению картофеля, и российские крестьяне повторили ошибку европейских, употребляя в пищу его ядовитые ягоды. Тогда-то и прозвали в народе картофель «чертовым яблоком», а его разведение стали считать грехом, вроде курения табака.

Следующую попытку принудить крестьян разводить картофель предпринял Николай I. Насильственное внедрение этой культуры вызвало сильное сопротивление. Во многих уездах отмечались народные волнения, а в 1834 и 1840 гг. начались настоящие картофельные бунты, которые подавлялись силами армии.
До второй половины XIX века самым популярным корнеплодом в России была репа, которая опережает картофель по содержанию полезных веществ, в том числе микро- и макроэлементов.

В 1841 году по губерниям были разосланы тысячи экземпляров бесплатной инструкции по выращиванию и употреблению картофеля. Разведение этой культуры стало делом государственной важности, вплоть до того, что губернаторов обязали ежегодно отчитываться перед Петербургом о выращивании картофеля. К концу XIX века картошка стала вторым хлебом для российских крестьян.
Видео по теме
Источники:
  • кто такая екатерина гамова
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500