Совет 1: Почему Францию называют пятой республикой?

В современных СМИ Францию часто именуют Пятой Республикой, и это несколько поэтическое название рождает множество вопросов: почему присвоен именно этот порядковый номер, почему именно Франции, и где же тогда предшествующие Республики – Первая, Вторая, Третья и Четвертая.

Франция до Республики

После того как в 10 веке во Франции был избран первый король из рода Капетингов, эта страна продолжала оставаться монархией до конца 18 века. В 1328 году на троне воцарилась династия Валуа, а в 1589 году ее сменила младшая ветвь Капетингов – Бурбоны.

На протяжении веков в стране формировались довольно сложные отношения между классами. Уже к середине 18 века стало понятно, что королевская власть дискредитировала себя во многих аспектах, дворянство разорилось или погрязло в праздной жизни, буржуазия требовала новых привилегий, а крестьяне влачили нищенское существование.

Усиливающаяся дифференциация между классами и постепенное отставание Франции от своих соседей привело к росту социальной напряженности и вылилось в Великую французскую революцию, началом которой принято считать взятие Бастилии 14 июля 1789 года.

Республики с Первой по Четвертую

Далее в истории Франции начался период Республик, каждая имеет порядковый номер, соответствующий редакции Конституции государства. Первая Республика была учреждена 21 сентября 1792 года в день свержения короля Людовика XVI. Просуществовала она до 1804 года, когда Наполеон Бонапарт провозгласил себя императором.

Поскольку разные политические силы видели развитие Франции по-своему, наступил затяжной период смены власти, длившийся около полутора веков. С 1804 по 1815 годы Франция оставалась империей, после низложения Наполеона был возведен на трон наследник династии Бурбонов Людовик XVIII.

В июле 1830 года снова произошла революция, а король отрекся от престола. Вторая Республика просуществовала с 1848 по 1852 год, но конституция в этот период была несовершенной, поскольку не помогала решать разногласия между президентом и Национальным собранием. В 1852 году Франция вновь стала конституционной монархией во главе с Луи Наполеоном Бонапартом, этот период истории назван Второй Французской империей.
Луи Наполеон Бонапарт являлся родным племянником прославленного императора Франции.

Далее на ход событий повлияло усиление Германии, новый император был низложен, и период с 1870 года по 1914 год во Франции называется Третьей Республикой. В этот промежуток времени произошло событие, повлиявшее на ход всей истории – был подписан союз с Великобританией, сложилась Антанта.
Существенное влияние на историю Франции оказала военная и политическая обстановка на ее территориях вне Европы, в частности в Алжире.

Уже после Второй мировой войны в связи с изменением расстановки сил в мире и новым кризисом власти в стране была изменена Конституция Франции, и начался период Четвертой Французской Республики.

Пятая Республика

Событиями, послужившими причинами для пересмотра действующей системы, стали непрекращающиеся политические кризисы и обострившаяся ситуация в Алжире, когда военные вышли из повиновения правительству. После того как в 1958 году была принята новая Конституция Франции, страну стали негласно называть Пятой Республикой по номеру редакции главного правового документа государства.

Этот период истории тянется по сей день, и пока нет оснований полагать, что числительное «пятая», так любимое журналистами и обозревателями, скоро сменится на «шестая». Основные отличия Конституции новой редакции от предыдущей заключаются в расширенных полномочиях президента, ранее он не имел права распускать парламент. Однако срок его пребывания на главном посту страны сокращен с семи до пяти лет.

Совет 2: Почему Францию называют "пятой республикой"

Историческое развитие Франции интересно своим бурным прошлым. Борьба народа за свои права приводила к постоянным революциям и частой смене власти. В результате, Франция может похвастаться тем, что только ее история насчитывает пять республик.

Революция

Конец 18 века стал для Франции переломным моментом в истории. Великая Французская революция, которая началась со взятия крепости Бастилия в 1789 году, положила основу в республиканское развитие страны.

Сама революция произошла из-за нестойкого монархического режима, который был построен на ряде компромиссов между властью и отдельными сословиями. Интересы буржуазии и привилегированных групп государство охраняло, а крестьянский труд чрезмерно эксплуатировала. В итоге, это привело к тому, что Франция стала отставать в развитии от других стран. Интеллигенция не могла этого не заметить: в обществе пошли слухи, доверие к власти стало теряться.

Проводимые Людовиком XVI реформы привели многовековую систему к краху. Революция и будущие республики выступали под лозунгом: «Свобода, равенство, братство», что наглядно демонстрировало, как успел настрадаться народ при монархическом строе.

Республики Франции

Первая французская республика была провозглашена во время революции и официально длилась 12 лет с 1792 года до прихода к власти Наполеона Бонапарта. За это время было принято три конституции, которые меняли порядок и название органов власти, но подтверждали решение Декрета Национального Конвента об унитаризме государства.

С 1804 года, когда Бонапарт провозгласил себя императором, республиканский режим быстро превратился в авторитарный. И только к 1848 году Франции ненадолго удалось вернуться к республиканской форме правления. Период с 1848 года по 1852 носит название «Вторая республика» Франции, президентом которой был принц Луи Наполеон Бонапарт, который в итоге поступил также, как и его дядя Наполеон I, провозгласив себя императором.

«Третья республика» была удачней предыдущих и просуществовала 70 лет, начиная с 1870 года. Конституции, которые были приняты за это время, занимали промежуточное состояние между монархией и республикой, но тем не менее именно в эти годы Франция вступила в союз Антанты.

«Четвертая республика» сложилась после второй мировой войны в 1946 году. Конституция этой республики характеризовалась уже хорошо сформированной парламентской системой и слабой властью президента.

Пятая республика Франции

С 1958 года и до сегодня во Франции период «пятой республики». От своих предшественниц новая конституция значительно отличается. Теперь президент обладает расширенными полномочиями (имеет право распускать парламент) и избирается на пять лет народным голосованием.

Причиной возникновения «пятой республики» стал кризис в Алжире. Франция 24 года не могла справиться с возникшей ситуацией, так как к национальному восстанию примкнула государственная армия. В итоге, алжирский кризис привел к современному строю во Франции.
Города западной Франции: Нант, Ля-Рошель, Бордо и По
Связанная статья
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше