Совет 1: Что такое хеджирование

Хеджирование означает снижение рисков или контроль за ними. Оно осуществляется путем открытия позиции на фьючерсном рынке противоположной той, что открыта на рынке физическом. Таким образом, неблагоприятные изменения цен одного рынка компенсируются торговлей на другом.

Выполняя хеджирование, трейдер пытается зафиксировать цены на определенном уровне. Его цель – защитить себя от неблагоприятных изменений цен. Фьючерсный рынок наполнен огромным количеством спекулянтов, которые постоянно открывают позиции, основываясь на движениях цен. Кроме того торговлю ведут и игроки, занимающиеся арбитражем. Они извлекают прибыль всякий раз, когда замечают изъяны в ценовых показателях. Однако вместе они обеспечивают стабильную связь между спотовым и фьючерсным рынками, что и дает возможность заниматься хеджированием. Чтобы понять принципы хеджирования, проще всего рассмотреть пример из реальной жизни. Представьте, что автомобильный производитель закупает огромное количество стали для своего производства. При этом он заключает договор с дилерами на поставку автомобилей в течение трех месяцев. Таким образом, договорные обязательства были зафиксированы на момент подписания контракта. В настоящий момент производитель подвергается риску в форме роста цен на сталь. В целях хеджирования (страхования) ценового риска он может купить фьючерсный контракт со сроком исполнения через три месяца. Теперь он защищен от колебания цен на сталь. Если цена на сталь увеличится, цены на фьючерсные контракты, которые купил производитель, тоже вырастут. Таким образом, он получит прибыль со сделки с фьючерсом. Однако производителю нужно купить сталь для удовлетворения потребностей производства, а при таком раскладе он сталкивается с соответствующей потерей на физическом рынке. Но эта потеря компенсируется за счет прибыли на рынке фьючерсов. В момент покупки стали на физическом рынке, автомобильный производитель может уравновесить свое положения путем продажи открытого фьючерсного контракта. Если цена на сталь снизится, цены на фьючерсные контракты, которые купил производитель, тоже упадут. Таким образом, фьючерсная сделка принесет убытки. Автомобильному производителю по-прежнему необходима сталь с физического рынка, в данном случае ее покупка приводит к усилению его позиций (за счет падения цен на сталь). Однако соответствующее падение цен на фьючерсном рынке нивелирует выигрыш, полученный на рынке физическом. В момент покупки стали на физическом рынке, автомобильный производитель вновь уравновешивает свое положение за счет продажи открытого фьючерсного контракта. Такая торговля приводит к идеальной защите при повышении или понижении цен. Кроме того она дает дополнительные преимущества в управлении сырьевыми запасами автомобильного производства.

Совет 2: Что такое валютная позиция

Валютная позиция - это соотношение активов и пассивов коммерческого банка, которое возникает при совершении операций со средствами в иностранной валюте. При осуществлении валютных операций возникает риск, связанный с изменением валютных обменных курсов. Грамотное управление валютной позицией позволяет обеспечить стабильность коммерческого банка и избежать убытков, связанных с валютным риском.

Виды валютных позиций

В зависимости от соотношения требований и обязательств в отдельной иностранной валюте выделяют:

- закрытую валютную позицию;

- открытую валютную позицию.

Закрытая валютная позиция формируется при равенстве требований и обязательств по конкретной валюте, в этом случае риск не возникает. При несовпадении требований и обязательств по отдельной иностранной валюте формируется открытая валютная позиция (ОВП). Она может быть длинной или короткой.

Если активы банка количественно превышают его пассивы в определенной валюте, то возникает длинная ОВП. При превышении пассивов над активами формируется короткая ОВП.

Рассмотрим разницу между длинной и короткой позицией на практическом примере. На момент открытия валютная позиция коммерческого банка была закрытой. В течение дня клиент осуществляет покупку 100000 евро за доллары. Обменный рыночный курс: 1 EUR = 1,1323 USD. При продаже 100000 евро банк получит 113230 долларов. В результате проведенной операции будет сформирована короткая ОВП в евро и длинная ОВП в долларах. В данной ситуации коммерческий банк может закрыть валютную позицию без риска и без прибыли путем покупки евро по тому же курсу. Предположим, что банку удалось купить евро дешевле, например, по курсу 1 EUR = 1,0992 USD. В этом случае, банк не только сможет закрыть свою валютную позицию, но и получит прибыль:

113230 - 1,0992×100000=3310 USD

Механизмы регулирования отрытой валютной позиции

Открытая валютная позиция всегда связана с риском. Для минимизации его отрицательного воздействия используются два метода регулирования валютной позиции: хеджирование и лимитирование.

Хеджирование – это такой метод регулирования, при котором создается компенсирующая валютная позиция. При таком подходе достигается полная или частичная компенсация одного риска другим валютным риском. Чаще всего при хеджировании заключаются балансирующие сделки по покупке-продаже соответствующих валют.

Например, длинная ОВП по определенной валюте означает, что объемы покупки данной валюты превышаются объемы продажи. В этом случае, необходимо разницу между требованиями и обязательствами коммерческого банка путем заключения балансирующей сделки на продажу этой валюты. Если же у банка сформировалась короткая ОВП, то объемы продажи определенной валюты превышают объемы покупки. В этом случае компенсировать валютный риск можно путем дополнительной покупки данной валюты.

Лимитирование – это такой метод регулирования, при котором коммерческий банк устанавливает лимиты величин ОВП. Ограничения величины валютной позиции могут устанавливаться в обязательном или добровольном порядке.

В соответствии с инструкцией Банка России № 124-И от 15.07.2005 (в редакции от 01.09.2015) сумма всех ОВП не должна быть выше 20% от величины собственного капитала кредитной организации. А величина ОВП в отдельных валютах не должна быть превышать 10% от собственного капитала банка.

Видео по теме

Совет 3: Наиболее известные мировые валюты

Под мировой валютой на рынке Форекс и на финансовых рынках принято понимать средство платежа, с помощью которого производится максимальный объем интернациональных расчетов. Некоторые мировые резервные валюты являются доминирующими.
Экономисты разных стран сходятся во мнении, что валюты, которые имеют хождение на многих территориях, а также избраны рядом государств в качестве резервных, могут считаться мировыми средствами платежа. Сегодня таких валют насчитывается пять.

Ликвидные мировые валюты

Одним из важнейших признаков мировой валюты является ее ликвидность и конвертируемость. Это означает, что она может быть легко обменяна на платежное средство любой другой страны, причем, потери клиента, переводящего собственные средства из мировой валюты в национальную, будут минимальными. В мировых валютах проводится большая часть расчетов по контрактам.

Сейчас большинство международных договоров предусматривает оплату за товары или услуги в долларах США (USD), и именно этой валюте отводится одно из ведущих мест в мире. Кроме того, хорошо известны и некоторые другие мировые валюты.

Евро (EUR) – это платежное средство стран ЕЭС. Унаследовав от немецкой марки статус мировой валюты, евро с 1999 года является официальным средством платежа для нескольких десятков государств Еврозоны, количество которых неуклонно увеличивается. В последние годы из-за финансового кризиса курс евро нестабилен, однако его доля в золотовалютных резервах России и других стран только увеличивается.

Британский фунт стерлингов (GBP) всегда отличался надежностью и стабильностью курса. Именно поэтому в этой валюте часто заключаются длительные международные контракты, а опытные трейдеры обычно используют её для хеджирования своих валютных рисков.

Швейцарский франк (CHF) – валюта страны, являющейся одним из крупнейших банковских центров Европы. Традиционно высокое доверие к этой денежной единице обусловлено высоким уровнем ее обеспечения золотом, а также длительной стабильностью курса.

Японская йена (JPY) – одна из наиболее популярных валют в азиатских странах. Курс валюты нестабилен, его колебания часто сглаживаются государством за счет эмиссии или участия в торгах на валютных рынках. Японская йена широко используется в расчетах за высокотехнологичное оборудование, компьютерную и бытовую технику, автомобили.

Электронные мировые валюты

Развитие прогресса вызывает к жизни новые платежные средства. Традиционные валюты вскоре могут уступить свое место более «продвинутым» деньгам. В частности, появление электронного золота – биткойна – наделало много шума среди пользователей интернета и заставило центробанки разных стран изрядно понервничать. Курс биткойна за несколько лет вырос в тысячи раз, а объем транзакций, совершенных с его помощью, просто поражает воображение.

В платежную систему, выстроенную на основе биткойнов, поверили миллионы пользователей во всем мире. Несмотря на то, что правительства некоторых стран стремятся ограничивать на своих территориях расчеты с помощью этих квазиденег, курс биткойна продолжает расти, а сама валюта становится еще привлекательнее для инвесторов.
Видео по теме
Источники:
  • Популярные валюты на Форекс
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500