Совет 1: Как проходила война в Чечне

После августовских событий 1991 года, известных под названием «Путч ГКЧП», ситуация в Чечено-Ингушской автономной республике на Северном Кавказе окончательно вышла из-под контроля. 6 сентября Джохар Дудаев, бывший генерал ВВС СССР, объявил о роспуске всех властных структур республики, то есть фактически совершил переворот.
Инструкция
1
Руководство РСФСР в сложившейся обстановке действовало нерешительно и непоследовательно. Указ о введение чрезвычайного положения, изданный 7 ноября, был через считанные дни отменен, из республики начали выводить воинские подразделения и части МВД. Чеченские сепаратисты захватили многие оружейные склады. В результате Чечня, став фактически независимой, превратилась в настоящий рассадник бандитизма. Проходящие через территорию республики поезда подвергались постоянным налетам с человеческими жертвами. В Чечне процветал преступный бизнес по захвату заложников с требованием выкупа.
2
Все это вынудило руководство России принять меры по наведению порядка. 11 декабря 1994 года в Чечню вошла группировка, состоящая из частей Министерства обороны и Министерства внутренних дел. Так началась Первая чеченская война.
3
Быстро заняв северные районы республики, войска приступили к штурму Грозного. Плохо подготовленные и не имевшие боевого опыта, они понесли большие потери. Особенно тяжело пострадала Майкопская мотострелковая бригада – по официальным данным из ее состава погибло 85 человек, 72 пропало без вести, а более 100 попало в плен к сепаратистам.
4
Лишь в начале марта 1995 года Грозный полностью перешел под контроль федеральных сил. Начались бои за село Бамут – опорный пункт сепаратистов. Убедившись, что они не могут противостоять федеральным силам, чеченские боевики сделали ставку на диверсионно-террористические акты. Случилась трагедия в городе Буденновске, где отряд боевиков во главе с печально известным Басаевым захватил больницу. После этого был объявлен мораторий на боевые действия. Тем не менее, отдельные бои и террористические акты (например, рейд боевиков Радуева на город Кизляр) продолжались. 21 апреля 1996 года в результате спецоперации был ликвидирован Джохар Дудаев. В августе того же года после очередных боев за Грозный были заключены Хасавюртовские соглашения, по которым российские войска выводились из Чечни, а вопрос о статусе республики откладывался до 2001 года.
5
Увы, это привело лишь к самой настоящей вакханалии с захватом заложников в Чечне. Кроме того, республику буквально наводнили арабские наемники и эмиссары, представляющие интересы радикально-фанатичных религиозных общин. В результате летом 1999 года произошло вторжение крупных сил боевиков под руководством того же Басаева в соседний Дагестан, что привело к началу Второй чеченской войны.

Совет 2: Чечня: как все начиналось

Корни чеченской трагедии лежат в событиях, которые произошли за несколько лет до начала Первой чеченской войны – это смена власти в СССР, развал Союза и борьба за республиканскую независимость.

Смена власти

События, которые привели к Первой чеченской войне, можно разделить на два этапа: 1990-1991 г.г. и 1992 г. – до начала боевых действий 11 декабря 1994 года. Предпосылки трагических событий кроются еще в обещаниях М.С. Горбачева предоставить всем республикам автономию. Позже Б.Н. Ельцин «раздавал» суверенность, неоднократно предлагая: «Берите независимости столько, сколько можете унести». Конечно, Горбачев и Ельцин не могли предположить, во что выльется стремление к независимости – они искали поддержку у республиканских властей.

В 1990 году Верховный Совет Чечни во главе с Доку Завгаевым принял декларацию о суверенитете Чечено-Ингушской республики. В это же время на политической арене появляется Джохар Дудаев, военный командир. В Чечне возникает рынок, снабжавший оружием российскую преступность. Оружие осталось от Советской Армии после распада СССР. Некоторые историки до сих пор полагают, что за Дудаевым стояли серьезные люди из Москвы. В этом кроется его резко возросшая популярность.

В 1991 году Дудаев сверг Верховный Совет во главе с Завгевым, а потом победил на президентских выборах. Получили свободу чеченские преступники. Дудаев проводил весьма националистическую политику, в связи с этим связан исход русского населения из Чеченской республики.

Кремль был обеспокоен этими событиями и стал подыскивать человека, которым можно было заменить Дудаева. Выбор пал на Умара Автурханова – бывшего председателя колхоза. Ельцин планировал провести свержение Дудаева силами оппозиции и санкционировал ввод войск в Чечню.

Начало войны

15 октября 1994 года начался первый штурм Грозного силами оппозиции. Когда до дворца Дудаева оставалось несколько сот метров, из Москвы поступил приказ отступить.

Следующая попытка штурма состоялась 26 октября того же года, но была подавлена силами Дудаева. Министр обороны П.Грачев вынес на рассмотрение предложение о блокировке Чечни войсками с последующим захватом Грозного. Это, по мнению российского правительства, должно было привести либо к свержению Дудаева, либо к его существенным уступкам Москве.

Однако все обернулось трагедией, отголоски которой сотрясали российское общество еще долгие годы. Кстати, в правительстве РФ многие высказывались против боевых действий. Но армии отвели две недели на подготовку, и начало операции назначили на пять утра 11 декабря 1994 года. Планировалось, что к восьми утра столица Чечни уже падет. Но все пошло не по плану.

Начало операции перенесли на девять утра, потому что армия оказалась не готова к назначенному сроку. Время было упущено, потому российские танкисты попали в руки чеченских боевиков. К ночи 11 декабря 1994 года началась Первая чеченская война. В первые же дни войны гибло мирное население Грозного, застигнутое врасплох. Среди русских солдат потери оказались также огромными.
Некоторые политологи считают, что подобная спешка, в которой началась война, была вызвана желанием Ельцина решить чеченскую проблему до нового года. Это должно было повысить его стремительно подающий рейтинг.

К августу 1996 года Первая чеченская война завершилась. А после прокатилась волна террористических актов по Москве и крупным городам России.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500