Совет 1: Какие страны бойкотировали Олимпиаду 1984 года

За несколько лет до краха социалистического лагеря проводились очередные Летние Олимпийские Игры в Лос-Анджелесе. Предыдущая Олимпиада была ознаменована бойкотом Игр со стороны ряда стран. Причинами отказа участвовать в Олимпийских Играх стали политические мотивы, в частности, обострение отношений между НАТО и Советским Союзом. В 1984 году страны социалистической ориентации ответили аналогичным шагом, бойкотировав Олимпиаду на американском континенте.

Олимпийские Игры 1984 года проигнорировали почти все страны социалистического блока, за исключением КНР, Югославии и Румынии. Румынские спортсмены, впрочем, получили разрешение своей страны приехать в Лос-Анджелес лишь в частном порядке, хотя формально Румыния присоединилась к протестной акции.

Формальным поводом для бойкота стал отказ оргкомитета Олимпиады предоставить необходимые гарантии безопасности участникам из стран Варшавского договора и СССР. Но настоящей причиной, конечно, стал бойкот многими капиталистическими государствами Олимпиады-80, проводившейся в Москве. Кроме того, подобным образом страны социалистического лагеря ответили на так называемую «доктрину Картера», которая предусматривала военную помощь антисоветским повстанцам в Афганистане.

В октябре 1983 года советская спортивная делегация выявила множество недоработок со стороны американских организаторов Игр, после чего руководство СССР выразило обеспокоенность таким положением дел. В частности, правительство США не предоставило спортсменам из стран социализма письменных гарантий их безопасности. Делегациям не было разрешено лететь на Олимпиаду самолетами «Аэрофлота», а плавучей базе сборной Советского Союза» - теплоходу «Грузия» - было отказано в заходе в американский порт.

Весной 1984 года появилось постановление Политбюро, где указывалось на нецелесообразность участия советских спортсменов в Играх 1984 года. Документ содержал ряд мер, направленных на создание благоприятного общественного мнения в мире. Предполагалось также перенести всю ответственность за срыв Олимпиады на Соединенные Штаты. Братским государствам было настоятельно рекомендовано присоединиться к бойкоту Олимпиады в Лос-Анджелесе.

Страны социалистического лагеря объявили о проведении международных соревнований «Дружба-84», в которых приняли участие спортсмены девяти социалистических стран и атлеты более 40 других государств. Причем, некоторые участники альтернативных состязаний участвовали и в Олимпиаде в Лос-Анджелесе. На соревнованиях «Дружба-84» было установлено несколько десятков мировых рекордов в самых разных видах спорта.

После двух состоявшихся последовательных бойкотов Олимпийских Игр в устав Международного Олимпийского комитета были внесены санкции за организацию бойкота Олимпиады, вплоть до дисквалификации сборных или исключения страны из МОК.

Совет 2: Зимняя Олимпиада 1984 года в Сараево

Выбор места проведения XIV зимней Олимпиады происходил в 1978 году, на 80 сессии МОК в Афинах. Городов-кандидатов было четыре, но американский Лос-Анжелес не подтвердил свою заявку, и для принятия решения понадобилось всего два тура голосования. С незначительным преимуществом всего в три голоса решено было отдать право проведения соревнований Югославскому городу Сараево.

Ко времени проведения XIV зимних Олимпийских игр Сараево было столицей одной из союзных республик в составе Югославии с населением более чем в 500 тысяч жителей. Это не был ультрасовременный мегаполис - дома в холмистой местности компактно располагались вдоль нешироких улиц, по которым ходили трамваи. Такие условия исключали вечную проблему мегаполисов при организации крупных форумов - транспортные пробки. Для проведения церемоний открытия и закрытия олимпиады, а также части соревнований был реконструирован крупнейший в республике стадион "Асим Ферхатович-Хасе".

Церемония открытия состоялась 8 февраля 1984 года, но старт соревнованиям был дан за день до этого - свой турнир начали хоккеисты. В тот день сборная СССР одержала самую крупную победу этого турнира, со счетом 12:1 разгромив поляков. Эта команда и стала олимпийским чемпионом-1984, оставив на втором месте извечных соперников - сборную Чехословакии.

На играх зимней олимпиады 1984 года за 12 дней было разыграно 39 комплектов наград в десяти видах спорта. По ее итогам в командном зачете СССР оказался первым по общему количеству наград (25), но уступил ГДР (24 медали) по их качеству - у немцев было на три золотых награды больше. Необычным оказалось неудачное выступление спортсменов США - команда этой страны оказалась лишь пятой по числу наград (8), уступив по этому показателю Финляндии (13) и Норвегии (9). Неудачно выступила и Австрийская команда, которая всегда была сильна в зимних видах спорта - ей досталась всего одна бронзовая награда. А вот единственная награда, завоеванная командой хозяев, была наоборот признана большим успехом - серебряная медаль в супергигантском слаломе стала первой в олимпийской истории этой страны. Всего в сараевских олимпийских стартах приняло участие 1272 спортсмена из 49 стран мира.

Источники:
  • год 1984 какие года
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500