Совет 1: Что такое социальный порядок

Социальный порядок – это упорядоченность, соответствие определенной модели поведения и развития различных слоев общества и их действий нормам общепринятой социальной системы.

По сути, социальный порядок представляет собой форму организации человеческой жизнедеятельности в пределах социума. Это важнейший аспект упорядоченности жизни современного общества, которая противопоставляется хаосу, беззаконию и безнравственности.

Социальный порядок возможен, только в обществе, участники которого взаимодействуют друг с другом. Разобщенный социум, где каждый сам за себя не может выступать благодатной почвой для его создания и стабильного функционирования. Такой порядок является связующим звеном для множества элементов и социальных систем общества, без него они не могут взаимодействовать друг с другом. Признак общества как системы проявляется только в его наличии.

Цивилизованное общество возможно только там, где люди осознают и принимают необходимость социального порядка, важность соблюдения законов и сохранения моральных устоев. Это «скелет» общества, вокруг которого происходят различные социальные процессы. Примерами таких процессов могут послужить моральный порядок и нормативный.

Существование социального порядка было доказано еще в древности. Первое понятие, объясняющее его суть, было составлено еще Аристотелем. Он считал, что безопасность общества и сохранение его моральных ценностей возможны только в условиях совместного поддержания социального порядка. Каждый человек, как элемент общества, должен обуздать свои желания во имя достижения общей цели. Такое пожертвование собственными интересами он называл «социальным договором». Однако индивид поступается ими исключительно по собственной воле во имя верховенства власти и интересов социума.

Подобный общественный договор возможен только в том обществе, где имеют значение нравственность и мораль. Ведь именно эти качества позволяют существовать социальному порядку даже во время быстрой смены идей и ценностей общества.

Совет 2: Что такое нравственность

В чем заключается нравственность человека, поступка, образа мыслей – это вопрос, на который никогда не было и не будет однозначного ответа, поскольку каждый судит о духовных понятиях субъективно. Надо ли стремиться в современном мире к нравственности?
Отвечая на сложный вопрос, что же такое нравственность, приходится обращаться к словарям. В них сказано, что нравственность - это понятие, аналогичное морали, ответственность за свои поступки, способ нормативного неправового регулирования человеческих действий в обществе и т.д.

Если говорить кратко, нравственность - это высший закон, по которому обществу следует жить. Он гораздо выше, чем Уголовный Кодекс или Конституция страны. Это неписаный закон, хотя многие мудрые мысли о нравственности выражены в священных писаниях, умной художественной литературе, различных философских трудах. Быть нравственным означает жить по совести, не причинять другим и в мыслях зла, совершать добрые деяния, непрерывно заниматься личностным самосовершенствованием.

Нравственные ценности прививаются нам с детства родителями, педагогами, духовной и художественной литературой, кинофильмами. Чем духовнее и человечнее общество, тем больше в нем поистине высоконравственных личностей.

Современное общество переживает кризис нравственности и культуры, глобальное падение нравов. Из интернета, телевидения, современных печатных изданий на взрослеющего человека буквально наваливается пропаганда насилия, жестокости, агрессии, преступлений, аморальности, секса и пр. В школах не уделяется должное внимание этическому воспитанию подростков, поэтому неудивительно, что сейчас многие люди не видят ни в других, ни в себе нравственных принципов и не стремятся их в себе культивировать.

Необходимо внушать в головы народа нравственные идеалы, но сделать это непросто. Для этого необходимо грамотное политическое воздействие, контроль за СМИ, телевидением и сетью интернет. Действенными могут оказаться способы влияния со стороны духовных лиц. Также огромную роль в изменении менталитета нации играют деятели культуры и искусства. Словом, каждый человек должен в какой-то момент решить жить по нравственным законам, честно, порядочно, справедливо. Жить так, чтобы не было стыдно за каждый прожитый день. Тогда высокая нравственность сумеет закрепиться в качестве одной из особенностей нации.
Видео по теме
Источники:
  • http://www.xserver.ru/user/niklp/

Совет 3: Что такое мораль

В переводе с латыни слово "мораль" означает "то, что касается нравов". Это наука о поведении человека в обществе, допустимых и недопустимых способах его действия в тех или иных ситуациях, о целях существования цивилизации в целом и каждого человека в отдельности. В широком смысле мораль - это наука о добре и зле.
В любом обществе есть писаные и неписаные правила, определяющие, что можно делать, а что категорически запрещено. Эти правила не обязательно имеют юридическую силу. Нарушивший их не всегда подвергается наказанию со стороны государства и его структур, но может стать изгоем в обществе. В этих случаях говорят, что человек нарушил моральные принципы, принятые в его среде. Яркий пример несовпадения законов с моральными принципами - дуэли, с помощью которых представители дворянства в прошлом решали многие споры. Законодательством такие поединки во многих странах были запрещены, однако отказ от дуэли в глазах данного сословия зачастую был проступком гораздо более серьезным, чем нарушение закона.

Понятие морали сформировалось в Древней Греции. Моралью Сократ называл науку о человеке, в противовес физике, которая занималась явлениями природы. Эта часть философии, которая старается ответить на вопрос об истинном предназначении человека. Это пытались сделать еще древние греки. Согласно определению эпикурейцев и гедонистов, истинной целью существования человека является счастье. Стоики выработали свою концепцию и определили эту цель как добродетель. Их позиция нашла свое отражение во взглядах философов более поздних эпох - например, Канта. Позиция его "философии долга" основана на том, что человек не может быть просто счастлив, он должен заслужить это счастье.

Существуют идеальная и реальная морали, и вторая не всегда совпадает с первой. Например, основой христианской морали являются десять заповедей. В идеале им должен следовать каждый христианин. Однако многочисленные войны, в том числе и религиозные, являлись явным нарушением запрета убивать. В каждой воюющей стране были приняты и другие моральные нормы, которые более соответствовали потребностям общества в конкретную эпоху. Именно они, в сочетании с заповедями, и являли собой реальную мораль. Современные философы рассматривают мораль как способ сохранения того или иного общества. Задача ее - снижение конфликтности. Она в первую очередь рассматривается как теория общения.

Моральные принципы каждого конкретного человека формируются в процессе воспитания. Ребенок усваивает их в первую очередь от родителей и других окружающих его людей. В некоторых случаях усвоение моральных норм происходит в процессе адаптации человека с уже сложившимися взглядами к другому обществу. С этой проблемой постоянно сталкиваются, например, мигранты.

Наряду с общественной моралью существует и индивидуальная. Каждый человек, совершая тот или иной поступок, оказывается в ситуации выбора. На него оказывают влияние самые разные факторы. Подчинение моральным нормам может быть чисто внешним, когда человек совершает какое-то действие только потому, что так принято в его среде и его поведение вызовет симпатию у окружающих. Подобную мораль Адам Смит определял как мораль чувства. Но побуждение может быть и внутренним, когда добрый поступок вызывает у совершившего его ощущение гармонии с самим собой. Это - один из принципов морали вдохновения. Согласно Бергсону, поступок должен быть продиктован собственной природой человека.

В литературоведении нередко под моралью понимают вывод, который следует из описания. Например, мораль существует у басни, а порой и у сказки, когда в заключительных строках автор объясняет прямым текстом, что он хотел сказать своим произведением.
Видео по теме
Источники:
  • Новая философская энциклопедия

Совет 4: Что такое социальное действие

Социальное действие как общественное явление впервые описал в начале XX века немецкий социолог Макс Вебер. Создавая собственную теорию «понимающей социологии», ученый поставил в центр жизни социума взаимодействие отдельных личностей. Любое действие (поступок, высказывание, невмешательство и т.д.) становится социальным, если совершая его, индивид ориентировался на действия других людей.
Инструкция
1
Социальное действие имеет два важнейших признака: ориентированность на других членов общества и рациональность (осознанность). Поступок человека, не оказывающий влияния на поведение его родных, знакомых, коллег или случайных участников ситуации, нельзя считать общественным актом. Даже самоубийство не будет социальным действием, если жизнь родственников погибшего останется неизменной.
2
Для того чтобы объяснить различие между действиями природными (естественными) и общественными (социальными), Вебер приводил наглядный пример. На узкой дороге столкнулись велосипедисты. Этот факт сам по себе остается в рамках естественного явления. Однако за ним следуют социальные действия участников происшествия: ссора, взаимные обвинения или, наоборот, конструктивный диалог и мирное решение конфликта.
3
Другая характеристика социального действия – рациональность – еще сложнее поддается определению. Рациональность предполагает наличие у человека определенных целей и задач, реализуя которые он изменяет поведение окружающих. Однако полностью осознанные и целесообразные действия считаются идеальным вариантом. В реальности человек может совершать поступки, направленные на других людей, в состоянии аффекта. Испытывая сильный страх или приступ гнева, не каждый может контролировать собственные высказывания и реакции.
4
Социальное действие начинается с возникновения у человека какой-либо потребности. Затем индивид осознает появившиеся желания и побуждения, соотносит их с общественной действительностью, ставит цели, планирует собственные поступки и намечает варианты развития ситуации. В зависимости от личной заинтересованности и окружающей среды человек может действовать быстро, либо затрачивая продолжительное время на ту или иную стадию процесса.
5
В зависимости от степени осмысленности человеком своего общественного поведения Вебер выделил 4 вида социального действия:

1. Целерациональное. Индивид очень хорошо осознает свои потребности, четко формулирует цель и находит лучший вариант для решения поставленных задач. Примером целерационального действия могут служить и профессиональная деятельность архитектора или военного, и поведение эгоиста.

2. Ценностно-рациональное. Подобные социальные действия совершаются, когда для человека определенное поведение является особо значимым, независимо от конечного результата. Например, для капитана корабля важной ценностью является его долг перед пассажирами и командой. Оставшись на тонущем судне, он не достигает какой-то поставленной цели, но сохраняет верность собственным ценностям.

3. Традиционное. Человек действует по усвоенным стереотипам своей социальной группы, по привычке. При этом он не ставит перед собой значимых целей, не испытывает волнения по поводу предстоящих событий, не выходит за рамки обычного образа жизни.

4. Аффективное. Такое общественное поведение человека определяется в основном его сиюминутными эмоциями, душевным состоянием, настроением. Так, любящая мать в гневе может накричать на непослушного ребенка. Ее поступок будет определяться не какой-то определенной целью или ценностью, а индивидуальной эмоциональной реакцией.
6
Два последних типа поведения Вебер считал пограничными, т.к. в них нет абсолютной осознанности и рациональности поступков. Он также признавал, что в действительности чаще встречаются смешанные варианты поведения. В разных жизненных ситуациях один и тот же человек может демонстрироваться любой из четырех типов социального действия. Тем не менее, предложенная Вебером классификация достаточно точно описывает поведенческие реакции и часто применяется в социологических исследованиях.
7
Таким образом, социальное действие можно охарактеризовать как способ поведения человека, при котором его поступки соотносятся с действиями других людей и ориентируются на них.
Видео по теме
Источники:
  • Философская энциклопедия
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500