Совет 1: Как быстро выучить рассказ

Рассказы, необходимые для чтения в школьной программе, не всегда легко даются ученикам. Иногда чтобы выучить их, уходит не один день. Но если сделать это нужно быстро, стоит уделить внимание некоторым деталям в этом процессе.
Инструкция
1
Читайте текст по несколько раз. Не старайтесь запомнить рассказ с первого же прочтения. Минимальное количество повторений для полного изучения текста - три. Чем больше, тем лучше. Читайте в полной тишине, не отвлекайтесь, старайтесь полностью отдаться произведению.
2
Читайте вслух. Так вы задействуете и слуховую память, что улучшит результаты запоминания. Можно попросить родителей или друзей помочь вам в этом деле. Сядьте, расслабьтесь, обеспечьте тишину и внимательно слушайте. При этом старайтесь не относиться к прочтению для вас рассказа как к школьному заданию.
3
Вникните в смысл и суть рассказа. Если вы поймете, о чем идет речь, выучить текст будет гораздо проще. Читая же рассказ как отдельные предложения, не связывая их воедино, вы не увидите всей картины полностью, что скажется на вашем понимании и запоминаемости.
4
Выделите главные моменты в развитии событий. В любом рассказе есть возможность найти такие события, которые служат развитию сюжета и связывают рассказ воедино. Запишите их на бумаге в виде нескольких пунктов. Такой опорный конспект поможет вам лучше ориентироваться в рассказе.
5
Смотря на полученные пункты, постепенно выстраивайте вокруг них подробности событий. Вновь обращайтесь к тексту, если совсем не выходит вспомнить происходящее в рассказе.
6
Повторите прочтение рассказа после отдыха. Многочасовая зубрежка не даст положительных результатов. Дайте себе отдохнуть, переключитесь на что-то другое. И через пару часов вновь вернитесь к тексту. Перед уроком просмотрите текст, но не читайте его. В противном случае в памяти будет только тот кусок произведения, который вы успеете прочесть за переменку.

Совет 2: Что такое рассказ

В литературоведении встречаются разные определения рассказа. Но несмотря на некоторые отличия, все ученые сходятся в одном: рассказ – это малая форма повествовательной или эпической литературы, в которой дается описание какого-либо события из жизни героя.
Инструкция
1
По словам Джека Лондона, «рассказ – это единство настроения, ситуации и действия». Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – главные особенности этой литературной формы.
2
Единство действия обусловлено объемом произведения. Как правило, в рассказе описывается одно, реже два-три события, которые становятся главными и сюжетообразующими. Но даже если в рассказе охватывается значительный период из жизни персонажей, он все равно посвящается развитию одного (основного) действия и конфликта.
3
Единство действия напрямую связано с описанной в рассказе ситуацией (или событийным единством). В нем обычно бывает одна фабульная нить, с одной главной сменой ситуации. Поэтому действие в рассказе происходит в небольшом (строго ограниченном) количестве мест, а зачастую – в одном.
4
В пространстве рассказа существует один главный герой, максимум два. Это не значит, что действующих лиц (второстепенных персонажей) не может быть больше. Но все они скорее функции, задача которых – создать фон для более яркого раскрытия характера главного героя. Часто встречаются рассказы, написанные от первого лица. Что дает возможность не только сообщить о происходящих событиях, но и выразить непосредственное отношение персонажа к изображаемому.
5
В зависимости от содержания рассказы делятся на два типа: очерковый и новеллистический.
6
Рассказ очеркового типа показывает не ключевой эпизод жизни, а медленное ее течение. Для повествования выбирается нормальная жизнь человека или группы людей в наиболее типичный для них момент. Повествование имеет «нравоописательный» характер, в произведениях очеркового вида часто показывается нравственно-бытовое состояние той или иной среды. К рассказам такого типа принадлежат «Записки охотника» И. Тургенева.
7
Рассказ новеллистического типа раскрывает становление характера героя. В основе повествования лежит событие, изменившее мировоззрение персонажа, или несколько случаев из жизни героя, приведших к этому. Повествование новеллистического типа отличается остротой конфликта и скорой (и зачастую неожиданной) развязкой. Ярким примером новеллистического рассказа является «Ионыч» А. Чехова.
8
Помимо очеркового и новеллистического типа рассказа некоторые исследователи выделяют еще национально-исторический (или «эпопейный») вид. К нему относят «Судьбу человека» М. Шолохова.
Обратите внимание
Рассказ как литературную форму определили довольно поздно. Вплоть до середины XIX века многие произведения, которые мы сегодня называем рассказами, относили к повестям. Например, «Повести Белкина» А. Пушкина.
Совет полезен?
Границы между рассказом и повестью весьма условны и размыты, их основное отличие заключается в объеме. Повесть относится к средней эпической форме литературы и является промежуточным звеном между рассказом и романом.
Источники:
  • Литературоведение. Новый взгляд на малую прозу
Обратите внимание
Если какое-то событие в тексте или его часть никак не укладываются в голове, выстраивайте ассоциации. Они должны быть доступны и понятны именно вам.
Полезный совет
Представляйте себе действия рассказа в картинках. Визуализация происходящего в книге поможет вам сделать текст гораздо более доступным для запоминания.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500