Совет 1: Как определить общий индекс и физический объем

Индексная система анализа финансовой деятельности предприятия позволяет наиболее полно оценить ее эффективность. Чтобы определить общий индекс оборота товара и его физический объем, необходимо применить метод расчета по ценам и количеству единиц продукции.
Инструкция
1
Оборот товара состоит в его обмене на деньги, т.е. реализации потребителю. Таким образом, чем больше эта величина, тем больше прибыль предприятия. Кроме того, анализ реализованного физического объема продукции позволяет оценить правильность выбранной производственной стратегии или разработать новую с учетом прежних ошибок.
2
На динамику физического объема влияет множество факторов. Это смена времен года, мода и местность, что особенно касается одежды, аксессуаров, косметики, украшений, автомобильной техники (джипы для гористой и сельской местности, легковые для города), продуктов и пр. Необходимо объективно оценить текущий спрос и предложить покупателям максимально отвечающий их требованиям и финансовым возможностям товар.
3
Товарный оборот различают по объему партии продажи. Это может быть розница, мелкий или крупный опт. За выбранный расчетный промежуток времени рассчитывается сумма произведений розничных или оптовых цен отдельных категорий товара на соответствующее количество: ФО = ΣPj•Qj.
4
Например, пусть предприятие выпускает продукцию для ресторанов и отелей. Это могут быть скатерти, салфетки, простыни с логотипом заведения, посуда и т.д. Чтобы определить физический объем, нужно цену каждого наименования умножить на количество проданных комплектов и сложить полученные результаты: ФО = Pскат•Qскат + Pсалф•Qсалф + … + Pпос•Qпос.
5
Чтобы проанализировать две величины, необходимо определить общий индекс. Он заключается в сравнении показателей объемов базисного и текущего периодов с учетом цен обоих промежутков времени: Iобщ = ΣP1•Q1/ΣP0•Q0.
6
Этот показатель наглядно иллюстрирует, как повышение/снижение цен влияет на объем реализации. Существует также индекс физического объема, который учитывает влияние изменения другой значимой величины – количество произведенной продукции: Iфиз = ΣP0•Q1/ΣP0•Q0.

Совет 2: Как определить индекс физического объема

Индекс физического объема используется наряду с другими экономическими показателями для объективной оценки эффективности производственной политики предприятия. Это понятие характеризует изменение оборота продукции за отчетный период по сравнению с прошлыми.
Инструкция
1
Специалисты экономического отдела любого предприятия используют индексную систему анализа основной деятельности. Экономические индексы выступают в роли сравнительных характеристик по времени и являются относительными величинами динамики процессов, связанных с производством и реализации продукции.
2
Индекс физического объема характеризует процесс изменения величины товарооборота. В качестве временных параметров для сравнения используются данные за два периода, отчетный (текущий) и базисный. Как правило, это годовой период, реже – квартальный.
3
Отчетным периодом является временной промежуток, прошедший с момента последних расчетов до дня закрытия периода включительно. Базисный период – это интервал времени в прошлом, данные за который уже были подсчитаны и представлены в предыдущем или более ранних отчетах.
4
Чтобы определить индекс физического объема, используют данные товарооборота, а именно количество единиц продукции. Поскольку предприятия часто выпускают не одно, а несколько наименований товара, величины умножают на цены и складывают по видам продукции.
5
Формула индекса физического объема выглядит следующим образом:Iv = Σ(N1*C0)/Σ(N0*C0), где N1 и N0 – количество единиц продукции, которые были реализованы за отчетный и базисный период соответственно; c0 – цены базисного периода.
6
Цены базисного периода выступают в определении индекса физического объема в качестве характеристики, которая позволяет соотносить несоизмеримые величины. Ведь простое сравнение объемов всего товара за оба периода не даст правильного результата, т.к. продукция выпускается нескольких видов.
7
Предположим, например, что предприятие выпускает спортивный инвентарь: лыжи, коньки и санки. Тогда правильно будет определить индекс физического объема так:Iv = (Nл1*Cл0 + Nк1*Cк0 + Nс1*Cс0)/(Nл0*Cл0 + Nк0*Cк0 + Nс0*Cс0).
Видео по теме
Источники:
  • базисный период это
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500