Совет 1: Как отличить наречие от существительного

Наречие является самостоятельной частью речи, которая, по сути, когда-то образовалась от существительного. Но этот процесс превращения существительных в наречия продолжается в живом русском языке и до сих пор. Поэтому отличить наречия от существительных с предлогом не всегда легко. Это приводит в первую очередь к трудностям в правильном написании слов. Как же можно различить между собой эти части речи?
Инструкция
1
Имя существительное обозначает одушевленные и неодушевленные предметы (вещи, лица, живые существа и организмы), факты, явления, события, а также признаки — качества, свойства, действия, состояния и пр. Например, стол, молоко, ребенок, сахар, кот, бактерия, зло, явь, бег, решение и пр. - это имена существительные. Наречие обозначает признак действия, а также признак предмета или признак другого признака. Примеры наречий — быстро, плохо, сегодня, вдали, домой, поневоле, назло, очень, чересчур и т.д.
2
К любому существительному вы можете поставить вопрос: кто? что? или вопросы всех падежей русского языка. Вопрос же к наречию зависит от того значения, которое оно выражает. Оно, например, может отвечать на вопросы: как? почему? зачем? когда? где? куда? в какой мере и пр.
3
Существительным присущи категории падежа, числа, рода, одушевленности или неодушевленности, личности. В каком бы падеже в составе предложения ни употреблялось существительное, вы всегда можете найти его начальную форму — именительный падеж единственного числа. В отличие от него наречие неизменно. Оно не спрягается, не склоняется и не согласуется с какими-либо другими словами. И у него нет и не может быть никакого окончания.Очень часто начальная форма, от которой произошло наречие, в современном русском языке не употребляется. Например, вдогонку, врасплох, испокон, наизусть, насмарку, настежь, поперек, втихомолку и т.д.
4
Сделайте синтаксический разбор предложения. В ходе разбора выяснится, что имена существительные, как правило, бывают подлежащим, дополнением, а также приложением, несогласованным определением, обстоятельством или именной частью составного сказуемого. Наречия же чаще всего в предложениях бывают обстоятельствами и определениями. Иногда это также именная часть составного именного сказуемого.
5
Наречие, как правило, относится к глаголу в качестве обстоятельства. Иногда оно может относиться также к прилагательному, существительному, другому наречию, причастию или деепричастию. Оно, в отличие от существительного, не имеет определяемых и зависимых слов. Например, словосочетание «все было впустую» содержит наречие «впустую». А словосочетание «зашли в пустую комнату» содержит существительное «комнату» с зависимым от него словом «пустую». К зависимому слову можно поставить вопрос «какую?». Между предлогом и существительным можно вставить какое-нибудь слово. Например, «в совершенно пустую комнату».
6
Наречие практически всегда заменяется близким по значению другим наречием. Например, врасплох — неожиданно, наизусть — на память, заодно — одновременно, впору — как раз. Существительное можно заменить существительным или другой именной частью речи. Например, в пустую комнату — в свободную комнату, в начале параграфа — в конце параграфа и т.д.
7
Если у вас возникают трудности с определением или написанием наречий, сверяйтесь со словарями — орфографическими или этимологическими.

Совет 2: Как отличить наречие и существительное с предлогом

Наречие – одна из самых «подвижных» частей речи, т.е. процесс превращения предложно-падежных форм имен существительных в наречия продолжается в настоящее время. Поэтому вопрос о различении наречных сочетаний и существительных с предлогом остается одним из самых спорных в лингвистике и представляет орфографические трудности для изучающих язык. Чтобы отличить эти части речи и применить правила правописания, используйте определенные подсказки.
Вам понадобится
  • - орфографический словарь;
  • - этимологический словарь.
Инструкция
1
Поскольку наречие относится к неизменяемым частям речи, то оно грамматически не может сочетаться с пояснительным словом в определенной падежной форме. Выясните, является ли анализируемое слово определяемым для зависимого от него существительного или местоимения. Сравните:• Вдали мелькнул парус. Слово «вдали» не имеет зависимых слов. Это наречие.• В дали моря мелькнул парус. Слово «в дали» имеет пояснительное слово «моря», отвечающее на вопрос родительного падежа (чего?). Это существительное с предлогом.
2
Задайте к анализируемой части речи вопрос. Если возможна постановка падежного вопроса, причем в его состав всегда входит предлог, указывающий на грамматическую форму, то это предложно-падежное сочетание. В другом случае можно задать только обстоятельственный вопрос (как? куда? где? почему? и т.д.). Например:• Я отправился (на что?) на встречу. Задан грамматический вопрос винительного падежа. Это существительное с предлогом.• Я шел (куда?) ему навстречу. Задан вопрос обстоятельства места. Это наречие.
3
Воспользуйтесь приемом «вставки» пояснительного слова. Между предлогом и существительным можно его вставить, а между приставкой раздельного написания и наречием нельзя. Например:Вопрос поставил меня в тупик. Улица привела меня в (сырой) тупик. В первом примере «в тупик» наречие, во втором – существительное с предлогом.
4
Следует помнить, что границы между предложно-падежными формами существительных и наречиями часто бывают условными. Эти части речи могут получать различную грамматическую трактовку и, соответственно, написание. Запомните, что переходный процесс считается законченным, если исходное существительное не употребляется в современном языке (дотла, вспять, воочию) или утрачена смысловая связь между производящим словом и производным наречием (на лицо – налицо, в праве – вправе).
Обратите внимание
Одинаково звучащие наречия и существительные с предлогами образуют функциональные омонимы (в бок – вбок, в тайне – втайне; весь день на ногах – на ногах появились язвы).
Совет полезен?
Правописание наречных сочетаний обычно вызывает затруднения и является орфограммой повышенной сложности. Поэтому в случае сомнения обращайтесь к орфографическому словарю. Также вы можете использовать этимологический словарь, дающий исторический комментарий к определенному слову.
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500