Совет 1: Как найти в предложении причастие

Причастие – неспрягаемая форма глагола, близкая по своим лексико-грамматическим свойствам к прилагательному. Поэтому некоторые лингвисты называют причастие глагольно-именной формой. Важно уметь распознавать эту часть речи. Так как правописание слов в русском языке зачастую зависит от части речи, к которой они относятся. Кроме того, вместе с зависимыми словами причастие образует оборот, который в предложении может выделяться запятыми.
Инструкция
1
Прежде чем находить в предложении причастие, стоит очень хорошо уяснить, что же это за часть речи и какие у нее отличительные признаки.
2
Причастие имеет свойства глагола и прилагательного. От глагола у него вид, переходность, возвратность, время и залог. Как и прилагательное причастие обозначает признак предмета, отвечает на вопрос «какой?», служит в предложении согласованным определением или именной частью составного сказуемого, а также склоняется (изменяется по родам, падежам и числам).
3
Образование причастия тесно связано с переходностью и видом глагола, формой которого оно является. Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов –ущ-, -ющ- (для I спряжения) и –ащ-, -ящ- (для II второго): «плач-ут – плач-ущ-ий», «леч-ат – леч-ащ-ий». Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива путем замены суффикса –ть, -ти на суффикс –вш-, -ш-: «нес-ти – нес-ш-ий». Для образования страдательного причастия настоящего времени используют суффикс –ем- (для I спряжения) и –им- (для II спряжения): «хран-им – хран-им-ый». Страдательные причастия прошедшего времени получаются от основы инфинитива на –ать, -еть при помощи суффикса –нн-: «написа-ть – написа-нн-ый». Глаголы на –ить образуют причастия с суффиксом –енн-: «остави-ть – оставл-енн-ый». А глаголы на –оть, -уть, -ыть получают суффикс –т-: «разду-ть – разду-т-ый».
4
Прочитайте предложение целиком и сделайте синтаксический разбор. Найдите слова, отвечающие на вопрос «какой?». Определите от какой части речи они образовались. Если от глагола, но при этом обозначают признак предмета по действию и имеют ярко выраженные грамматические категории и глагола, и прилагательного, то перед вами причастия.
5
Обратите внимание, что в современном русском языке многие причастия полностью утрачивают глагольные признаки и переходят в разряд прилагательных: «выдающиеся достижения», «моченые яблоки». Следует также различать прилагательные и причастия, образованные морфолого-синтаксическим способом: «избитый человек» (причастие), «избитая истина» (прилагательное).

Совет 2: Причастие как часть речи

Причастие – это особая глагольная форма, имеющая одновременно свойства глагола и прилагательного. От глагола у причастия вид, переходность, возвратность и залог, а от прилагательного – изменение по падежам, числам и родам, а также согласование с существительным. Причастие, как и прилагательное, обозначает признак предмета.

Грамматические признаки причастия

Как особая форма глагола причастие имеет некоторые признаки этой части речи. Они бывают совершенного и несовершенного вида: «побудить – побудившая», «волновать – волнуемый»; возвратными и невозвратными: «решившийся», «засыпающая»; настоящего и прошедшего времени: «думающий», «пробежавший».
В отличие от глагола, причастие не имеет форму будущего времени.

Обозначая признак предмета, причастие подобно прилагательным грамматически зависит от существительного и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: «кипящий поток – кипящего потока – кипящему потоку – кипящие потоки; кипящая лава, кипящее молоко».

Виды и способы образования причастий

Лексическое значение причастия – признак предмета по действию – складывается из грамматических особенностей этой части речи. К примеру: «поющие птицы» (те, которые поют сейчас), «певшие птицы» (те, которые пели в прошлом), «обсуждаемый вопрос» (тот, который кто-то обсуждает сейчас), «обсужденный вопрос» (тот, который уже обсудили).

Соответственно, в русском языке имеется 4 формы причастий: действительные настоящего и прошедшего времени, страдательные настоящего и прошедшего времени.

Первая группа причастий (действительные настоящего времени) образуются от основы глаголов настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Выбор суффикса зависит от спряжения глагола. Например: «плач-ут – плач-ущ-ий», «кол-ют – кол-ющ-ий» - I спряжение; «леч-ат – леч-ащ-ий», «кле-ят – кле-ящ-ий» – II спряжение.

Действительные причастия в прошедшем времени образуются от инфинитива путем замены суффиксов –ть, -ти на суффиксы –вш-, -ш-. К примеру: «бежа-ть – бежа-вш-ий», «нес-ти – нес-ш-ий».

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов, стоящих в настоящим времени, при помощи суффиксов –ем- (I спряжение) и –им- (II спряжение): «леле-ем – леле-ем-ый», «хран-им – хран-им-ый».

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса –нн-, если глаголы оканчиваются на –ать, -еть. Глаголы на –ить получают суффикс –енн-, так же как и глаголы на –ти, -чь, а глаголы, оканчивающиеся на –оть, -уть-, -ыть-, получают суффикс –т-. Например: «написа-ть – написа-нн-ый», «захвати-ть – захвач-енн-ый», «сбере-чь – сбереж-енн-ый», «забы-ть – забы-т-ый».
Краткие причастия, так же как и краткие прилагательные, являются в предложении именной частью составного именного сказуемого.

Страдательные причастия имеют краткую форму с усеченными окончаниями: -а, -о, -ы. Например: «прислан, прислан-а, прислан-о, прислан-ы».

Совет 3: Как образуются страдательные причастия прошедшего времени

Причастие является особой формой глагола, обладающей свойствами и глагола, и имени прилагательного. Признаки глагола – это залог (страдательный или действительный), категория вида и время. Признаки прилагательного – род, число и падеж. Образовать страдательное причастие прошедшего времени можно с помощью суффиксов и от глаголов на –чь, –сти, -ить.

С помощью суффикса –нн-

Данные причастия образуются от инфинитива глагола на гласный. Обычно, это глаголы 1 и 3 классов. Суффикс –нн- при этом присоединяется к основе прошедшего времени, которая оканчиваются на -а или -я, иногда на -е.

Например, «увидел – увиде-нн-ый»; «посеял – посея-нн-ый»; «потерял – потеря-нн-ый».

Примечание: в кратких страдательных причастиях пишется одна –н-, например: «Мысли продуманы автором книги».

В полных причастиях, которые были образованы от глаголов совершенного вида, пишется две –нн-, например: («что сделать?») «завязать - завязанный».

В причастиях, образованных от глаголов с –ова-; -ева-, пишется две –нн-, например: «шифр-ова-нный»; «марин-ова-нный».

С помощью суффикса –енн-

Данные причастия образуются от инфинитива глагола на согласный или на гласный –и-, который при этом выпадает. В этом случае происходит чередование конечных согласных самой основы, которые являются аналогичными при чередовании образования первого лица настоящего или будущего простого времени глагола.
Например, «вынес + -енн- = вынес-енн-ый»; «привез + -енн- = привез-енн-ый»; «купи-л + -енн- = купл-енн-ый»; «спроси-л + -енн- = спрош-енн-ый».

От глагола на –чь, –сти, -ить

Страдательные причастия прошедшего времени от таких глаголов образуются от основы настоящего или будущего времени.

Например, «привести - приведенный»; «обрести - обретенный»; «спрясти - спряденный»; «украсть - украденный»

.
Примечание: после шипящих гласных под ударением пишется –ё-, например: «решить - решённый»; «сжечь - сожжённый».

В причастиях, которые были образованы от глаголов совершенного вида, всегда пишется две –нн-: «заместить - замещенный»; «застелить - застеленный».

В полных причастиях, которые имеют приставку, кроме не-, так же всегда пишется две -нн-: «сварить - сваренный»; «покрасить - покрашенный».

В полных причастиях, которые имеют зависимое слово, также пишется две –нн-: «забор крашенный» (причастие, у которого имеется зависимое слово, пишется с двумя –нн-), но «крашеный забор» (прилагательное).

С помощью суффикса –т-

Суффикс –т- присоединяется к основе глагола, оканчивающегося в неопределенной форме на -от–, -нуть, -ереть. Данный суффикс может также использоваться и в односложных основах, но без приставки.
Например: «вынуть - выну-т-ый»; «колоть - коло-т-ый»; «вытереть - вытер-т-ый»; «бить – би-т-ый».

Примечание: страдательные причастия прошедшего времени могут быть также образованы с помощью присоединения постфикса –ся к форме действительного залога, например: «продавались - продававшие-ся».
Обратите внимание
Причастия в полной форме в предложении бывают определением, а в краткой – употребляются в качестве именной части составного сказуемого.
Полезный совет
Определяя причастие, посмотрите обязательно на суффикс. Некоторые суффиксы присущи только причастиям и отсутствуют у прилагательных (-ющ-, -вш-, -т-, -им- ): «рису-ющ-ий», «бежа-вш-ий», «забы-т-ый», «невид-им-ый».
Источники:
  • Причастие
  • найти причастие в предложение
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500