Совет 1: Как научить ребенка пересказывать текст

Обучение пересказу – это совместный труд взрослого с ребенком. Детям необходимо показывать алгоритм работы над текстом, обучать методам запоминания, а также формулированию собственных мыслей. Двигайтесь от простого к сложному, постепенно минимизируйте свою помощь, будьте терпеливы и доброжелательны, и вы научите ребенка пересказывать.
Инструкция
1
Начните с ознакомления с простым, доступным пониманию ребенка текстом. Дошкольникам и младшим школьникам лучше предложить сказку или короткое литературное произведение. Если ребенок умеет читать, попросите это сделать вслух. Детям старшего возраста под силу будут рассказы или учебные тексты.
2
Разделите текст на части - по абзацам или по смыслу. Задавайте ребенку последовательно по одному вопросу к каждому отрывку. Постарайтесь дать возможность ему самому сформулировать ответы, но если у него не получается, помогите.
3
Помогая ребенку отвечать на вопросы, вместе с ним ищите главные слова или смысловые словосочетания. Используя их, составьте план текста письменно или выделите их карандашом в абзацах. Не пишите в плане большие предложения, используйте 2 -3 слова в каждом пункте.
4
Попросите ребенка, глядя на опорные слова, пересказать текст. Пусть это будет краткий и односложный пересказ, не требуйте многого. Затем вместе вернитесь к изучаемому произведению, чтобы свериться.
5
Прорабатывая текст во второй раз, показывайте ребенку яркие примеры, сопровождающие каждый пункт плана. Выразительные определения, образы, метафоры, словом, все, что поможет ему запомнить смысл и последовательность пунктов. Особенно это полезно для детей младшего школьного возраста и всех, у кого правополушарное мышление. Попросите ребенка сделать второй пересказ, уже более подробно. Подсказывайте, как формулировать развернутые предложения.
6
Поработайте над текстом в третий раз для уточнения второстепенных деталей, лучшего понимания и запоминания. Затем предложите ребенку снова, уже самостоятельно, пересказать его. Проработайте вместе несколько текстов в течение 3 – 5 дней, за это время ребенок приобретет навык самостоятельной работы с ними.

Совет 2: Как научить ребенка пересказу

Развитие речи дошкольника происходит в несколько этапов. Считается, что семилетний ребенок должен уметь изложить содержание небольшого текста. При этом требуется как подробный пересказ, так и выделение основной мысли в 2-3 предложениях. Если дошкольник не умеет пересказывать текст, то его можно научить этому на специальных занятиях либо в детском саду, либо совместно со специалистом-логопедом.
Инструкция
1
На первом этапе научите ребенка понимать смысл прочитанной истории и отвечать на вопросы по основной сюжетной линии. Кто главный действующий персонаж? Что он делал? Что из этого получилось? Чем более подробно будет обсуждаться каждый учебный материал, тем больший эффект принесет этот этап для дальнейшего развития речи ребенка.

Можно использовать этот прием при чтении сказок на ночь. Сказка «с продолжением» - хорошее средство в формировании навыков пересказа. На следующий вечер начните чтение с вопроса: «Ты помнишь, на чем мы вчера остановились?». Ребенку необходимо помогать, напоминать ему основные события – в этом случае навык будет формироваться быстрее.
2
На втором этапе учите ребенка самостоятельно выявлять основную мысль истории, которая постепенно усложняется. Если на первых уроках материал содержит явную единую смысловую линию развития событий «Посадил дед репку. – Выросла репка…», то в дальнейшем основной сюжет «обрастает» множеством подробностей и дополнений, которые не имеют непосредственного отношения к сюжету рассказа и могут сбить с толку.

Задача на данном этапе – научить узнавать основное содержание текста любой степени сложности и сопоставлять его с названием рассказа или сказки.
3
На третьем этапе научите ребенка пересказывать текст с помощью опорных схем. Можно не писать план, как это часто делают взрослые. Достаточно мини-картинок, в которых емко отображается смысловая нагрузка отдельного фрагмента текста. На данном этапе можно выписывать и некоторые слова, которые смогут помочь ребенку не запутаться в развитии сюжета.
4
Последний этап – свободный пересказ текста без опоры. Опять начинаем с простых, знакомых малышу сказок и историй. Лучше обыграть ситуацию, попросить ребенка рассказать сказку маме, укачать братишку и т.д. Можно укладывать кукол, рассказывая им знакомые с самого раннего возраста истории.


Уже ближе к школе вводите в ежедневную практику пересказ как самостоятельный вид деятельности. Формируйте у ребенка привычку после прочтения в обязательном порядке рассказывать то, о чем была история. Лучше это делать дважды: сразу после чтения и на следующий день.
Видео по теме
Поиск
Совет полезен?
Добавить комментарий к статье
Осталось символов: 500