Совет 1: Как исключить должность из штатного расписания

Исключить должность или структурное подразделение из штатного расписания работодатель вправе только в случае сокращения персонала. Для этого следует издать приказ о внесении изменений в действующее штатное расписание, удалить должность из него, а затем утвердить новый документ подписью директора.
Вам понадобится
  • — документы работника;
  • — штатное расписание;
  • — бланки соответствующих приказов;
  • — документы организации;
  • — трудовое законодательство;
  • — печать предприятия.
Инструкция
1
Исключение должности из штатного расписания возможно при возникновении особых условий (кризис, изменение технологических, организационных условий труда работников и другое). При проведении мероприятий по сокращению персонала необходимо учитывать, что сотрудника, должность которого подлежит исключению, следует предупредить за два месяца до вступления в силу приказа о внесении изменений в штатное расписание.
2
Составьте приказ. В его шапке укажите название организации в соответствии с уставом или другим учредительным документом компании. Приказ должен содержать номер и дату его издания, дату внесения изменений в штатное расписание, название города, где находится предприятие. Напишите тему документа, в данном случае будет соответствовать внесению изменений в штатное расписание. Впишите причину составления приказа, которая может быть проведением мероприятий по сокращению штата. В распорядительной части укажите название должности, которую следует исключить из штатного расписания. Ответственность за исполнение приказа необходимо возложить на кадрового сотрудника. Проведите заверку документа.
3
В действующем на настоящее время штатном расписании исключите должность, которая подлежит сокращению. В документе разрешается раздвигать/сдвигать поля, увеличивая/уменьшая их размеры. Нельзя удалять коды должностей, структурных подразделений.
4
Издайте приказ о проведении мероприятий по сокращению персонала. В нем вам следует указать не только название должности, которая исключается из штатного расписания, но и персональные данные работника, который трудится по ней. Заверьте приказ подписью директора организации. Ознакомьте с документом специалиста, должность которого следует сократить.
5
За два месяца до проведения таких мероприятий напишите сотруднику, который попадает под сокращение, уведомление в двух экземплярах. Один экземпляр он должен подписать, поставить на нем дату и отдать работодателю, а второй – оставить у себя.

Совет 2: Как утвердить штатное расписание

Штатное расписание - внутренний документ, в котором содержится перечень структурных подразделений и количество штатных единиц, закрепленных за ними. При этом для каждой штатной единицы определено наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации. Это документ, относящийся к унифицированным формам первичной учетной документации, который заполняется по унифицированной форме №Т-3 и утверждается соответствующим приказом.
Инструкция
1
Штатное расписание разрабатывается сотрудниками кадровой службы, бухгалтерии, планово-экономического или юридического отдела по поручению руководителя предприятия. В случае необходимости обязанности по его составлению могут быть возложены на конкретного сотрудника, о чем составляется отдельный приказ. Штатное расписание недействительно без утверждения его соответствующим приказом, о чем должна свидетельствовать надпись на его первом листе: «Утверждено приказом» с указанием номера и даты приказа.
2
Утверждается штатное расписание, обычно, в начале календарного года и вступает в действие с первого числа месяца, чтобы облегчить начисление заработной платы, которая изменяется с его введением. Приказом руководителя утверждаются и все изменения, которые в него вносятся.
3
Если изменения не вносились или были незначительными, ежегодное переутверждение не требуется, в этом случае достаточно оформить лишь перечень изменений как приложение к штатному расписанию.
4
Приказ руководителя, которым утверждается штатное расписание, может не содержать констатирующую часть, поскольку никаких разъяснений и дополнительных оснований для введения в действие штатного расписания не требуется. Он может начинаться сразу со слов «Приказываю», а в тексте указывается только то, что штатное расписание утверждается с составом в количестве стольких-то человек и с таким-то месячным фондом оплаты труда.
5
Если существуют определенные причины, которые потребовали введения в действие нового штатного расписания, то в этом случае их необходимо отразить в констатирующей части приказа.
6
Приказ необходимо подписать руководителю предприятия или уполномоченным на его подписание лицом. Даты, когда штатное расписание было составлено, утверждено и вступило в силу, как правило, разные. Дата его введения, после которого оно вступило в законную силу, всегда более поздняя, чем даты составления и утверждения.
Видео по теме

Совет 3: Как сократить штатное расписание

В некоторых ситуациях, которые происходят в процессе хозяйственной деятельности организаций, руководители вынуждены сокращать штатные единицы. Согласно российскому трудовому законодательству, такие действия являются вполне правомерными. Сокращая штат, не избежать и сокращение сотрудников, работающих на данных должностях. Поэтому очень важно учесть все нюансы исключения из штатного расписания единицы.
Инструкция
1
Первое, что вы должны сделать – это составить приказ о сокращении штата. Оформите его за два месяца до исключения штатной единицы. Перед этим внимательно подумайте и составьте список сокращаемых должностей. Если их много, то целесообразно оформить новое штатное расписание.
2
Укажите в приказе о сокращении должности причину этих действий, и помните, что чем больше их будет, тем лучше. После этого напишите дату сокращения. Также перечислите сотрудников, которые занимают эту штатную единицу.
3
После этого вы должны уведомить о расторжении трудового договора в письменном виде сотрудника. Учтите, что делать это нужно также за два месяца до сокращения. Уведомление оформите на имя работника, укажите причины, повлекшие данную процедуру. В письме ссылайтесь на Трудовой кодекс, а именно на статью 180. Также укажите номер и дату трудового договора, который в последующем подлежит расторжению.
4
Помните, что необязательно увольнять сотрудника при сокращении, вы можете перевести его на другую должность. Об этом также укажите в уведомлении. Сотрудник должен в конце письма поставить отметку об ознакомлении, то есть роспись и дату вручения уведомления.
5
Затем вы должны уведомить службу занятости населения о сокращении штата, оформите это в виде уведомления произвольной формы. Лучше сделайте два экземпляра письма, на одном из которых поставят отметку и передадут вам, а второй оставят у себя. Делать это нужно также за два месяца до исключения должности из штата.
6
После того как пройдет два месяца, составьте приказ об увольнении (форма №Т-8). В строке «Основание прекращения трудового договора» укажите «сокращение должности». Далее занесите сведения в трудовую книжку работника, формулировка записи должна быть следующей: «Уволен по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников, пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации».
Полезный совет
Учтите, что невыплаченную заработную плату вы должны выдать сотруднику в день увольнения. Также рассчитайте выходное пособие, компенсацию за неиспользованный отпуск и иные пособия.

Совет 4: Что такое штатное расписание

Штатное расписание – это основной документ, который отражает перечень структурных подразделений и должностей работников, а также месячный фонд заработной платы организации. Штатное расписание требуется для формирования состава и общей численности персонала.

Трудовое законодательство РФ не требует обязательного составления штатного расписания в организации. Однако существует постановление Роскомстата о том, что организации всех форм собственности должны вести учет первичных документов по оплате труда. Прием работников (как основных, так и совместителей) должен производиться на основании штатного расписания, поскольку в составляемом трудовом договоре требуется указывать структурное подразделение, должность сотрудника. Причем наименование должности сотрудника в договоре обязательно должно совпадать с тем, которое указано в штатном расписании. Для оформления штатного расписания используется унифицированная форма первичных документов Т-3, которая содержит перечень должностей, отражает структурный состав организации и количество штатных единиц, содержит сведения об окладах сотрудников, надбавках и доплатах, месячном фонде заработной платы. Унифицированная форма документа ни в коем случае не должна сокращаться. Однако, в нее допускается вносить некоторые изменения. Например, можно сузить невостребованный раздел штатного расписания и не заполнять его в дальнейшем. Порядок расположения структурных подразделений и должностей персонала в штатном расписании должен определяться руководителем компании. Должности указываются, начиная с высших звеньев, заканчивая младшими должностями, то есть в порядке убывания. Все подразделения, должности в штатном расписании приводятся исключительно в именительном падеже. Для работников по совместительству необходимо предусматривать неполные штатные единицы, они приводятся в долях (например 0,5 или 0,25). Никогда не указывайте в штатном расписании диапазон оклада. Существует специальная графа для отражения колебаний заработной платы, она называется «надбавки». Составлять штатное расписание организации обязан экономист по труду. Если такая должность отсутствует, руководитель сам решает, кто будет заниматься данным вопросом. Это решение оформляется приказом. Штатное расписание оформляется на определенную календарную дату, вводится в действие приказом руководителя. Утверждение этого документа обычно производится ежегодно 1 января. Штатное расписание должно быть прошито, пронумеровано, иметь печать организации, подпись руководителя и бухгалтера. В течение года в штатной численности персонала организации могут происходить изменения. В этом случае их нужно оформлять приказом руководителя. Грамотно составленное штатное расписание является залогом выигрыша трудовых споров в суде.

Совет 5: Как вывести должность из штатного расписания

При сокращении персонала работодателем составляется приказ об исключении должности или структурного подразделения из штатного расписания. Далее предприятие разрабатывает новое расписание, согласовывая его с руководством.
Вам понадобится
  • - трудовое законодательство;
  • - штатное расписание;
  • - учредительные документы организации;
  • - бланки приказов;
  • - печать предприятия.
Инструкция
1
Ознакомьтесь с условиями исключения должности из штатного расписания в соответствии с трудовым законодательством. Оно становится возможным в особых условиях (кризис, изменение организационных, технологических условий труда и т.д.). Доведите ситуацию до сведения сотрудника, должность которого планируется к сокращению, не позднее двух месяцев до предполагаемой процедуры. Должность убирается из штатного расписания сразу после того, как вступит в силу приказ о его изменении.
2
Приступите к составлению приказа. В его шапке нужно указать название организации согласно уставу или другим учредительным документам. Напишите номер и дату издания приказа, затем дату изменения штатного расписания, адрес учреждения. Обозначьте тему документа в виде локального акта о внесении изменений в штатное расписание. Укажите их причину составления приказа, которой обычно является сокращение штата сотрудников. Сообщите в распорядительной части название исключаемой из расписания должности. Ответственным за исполнение приказа будет кадровый сотрудник предприятия или при его отсутствии генеральный директор. Заверьте документ подписью ответственного лица.
3
Издайте приказ о сокращению персонала. Укажите в нем название исключаемой из штатного расписания должности, а также персональные данные сотрудника, который ее занимал. Заверьте подписью директора и ознакомьте сокращаемого сотрудника с данным документом.
4
Помните о сроках проведения мероприятий по сокращению должности. Они должны проводиться таким образом, чтобы сотрудник был уведомлен о сокращении не позднее, чем за два месяца до вступления в силу соответствующего приказа. Для этого нужно передать ему уведомление на подпись. Второй экземпляр уведомления прикрепляется к общему делу сотрудника.

Совет 6: Как назвать должность

На фоне изменений, которые коснулись трудовых отношений, можно встретить совершенно невероятные наименования должностей. А так ли это безобидно, как кажется на первый взгляд?
Инструкция
1
Законодательством закреплено право работодателя наименовать ту или иную должность по своему усмотрению. Данная возможность исключена для тех должностей, работа на которых дает работнику льготы и компенсации (спецпитание, льготная пенсия, дополнительный отпуск) или ограничения (определенные требования к здоровью). Наименование таких должностей должно полностью соответствовать требованиям Единого квалификационного справочника. Если с рабочими профессиями все более или менее определено (действует ЕТКС общий и по различным отраслям), то профессии руководителей, специалистов и служащих не соответствуют требованиям сегодняшнего дня. Для того чтобы название должности соответствовало именно тем обязанностям, которые возложены на работника, разрешено вводить названия, не предусмотренные ЕТКС.Чтобы не нарушать Трудовой кодекс РФ, прежде чем изменить название той или иной должности, необходимо выполнить ряд обязательных процедур.
2
Первое, что нужно сделать - это расчет численности вашей организации. Число работников должно быть экономически обоснованным – эта цифра должна рассчитываться из планируемой прибыли. Не нужно и «мечтать» о штате в 100 человек, если реально заработную плату вы сможете платить всего шестидесяти. И не надейтесь на то, что заплатив меньше, получите больше работников. Те специалисты, которые готовы работать за мизерную оплату, как правило, и «наработают» мизер (если они не альтруисты или ваши преданные соратники).
3
Определившись с числом работников, составьте штатное расписание. Здесь нужно конкретно решить сколько, каких и какой квалификации специалистов вам необходимо. При разработке штатного расписания можно вводить новые должности, переименовывать уже имеющиеся.
После проведения процедуры согласования проекта штатного расписания, приказом руководителя оно утверждается и вступает в силу. Теперь все ваши изменения законны. С новыми должностями нужно ознакомить работников и внести записи в трудовую книжку.
4
Казалось бы, все просто, но в процессе «изобретения» новых должностей постарайтесь не перегнуть палку в погоне за модным и броским названием. Много дискуссий вызывает профессия «менеджер». В Квалификационном справочнике руководителей и специалистов, введенном в действие еще в 1998 году, имеются разъяснения по этому вопросу, но перечень должностей явно недостаточный. Одно очевидно, что должность менеджера относится к управлению и делится на 3 категории:
• менеджеры высшего звена (к ним можно отнести всех руководителей организаций, компаний и пр.);
• менеджеры среднего звена (руководители отделов, секторов, служб и пр.);
• менеджеры низшего звена (специалисты, которые отвечают за определенный вид деятельности в организации).
Это значит, что различия между ними только в объеме полномочий и ответственности. В любом случае менеджер – это специалист, который обладает функцией управления. Для примера: правильно будет переименовать должность инженера отдела снабжения и сбыта в должность менеджера по логистике. А вот назвать должность уборщика «менеджером клининговой службы» абсолютно неверно. Но, к сожалению, такие случаи имеют место. Поэтому при приеме новых сотрудников постарайтесь выяснить, что же в действительности стоит за красивым наименованием в трудовой книжке кандидата на должность.
Источники:
  • Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ)
Источники:
  • Изменение штатного расписания
Поиск
Совет полезен?
Осталось символов: 500
к
Honor 6X Premium
новая премиальная версия
узнать больше