В Елизаветинскую эпоху Тюдоров образ идеальной красоты представлял собой женщину со светлыми волосами и белоснежной кожей, которая дополнялась красными щеками и красными губами. Королева Елизавета достигла этой идеальной красоты с помощью белого макияжа. У нее были волосы естественного рыжего цвета, которые соответствовали эталону красоты того времени.

И когда женщина эпохи Тюдоров добивалась бледной кожи, румянца на щеках, следующим объектом ее внимание становились именно волосы.

Окрашивание волос и парики

Женщины активно красили волосы, но использовали для этих целей материалы, которые шокировали бы большинство современных красавиц. Поскольку идеалом считались светлые, а еще лучше рыжие волосы, многие девушки стремились к этому цвету. Чтобы добиться светлых волос обычно использовали мочу с известью или смесь семян тмина, шафрана, чистотела и масла. Все эти дорогостоящие ингредиенты могли позволить себе немногие, поэтому для большинства моча была единственным доступным средством.

Для окрашивания волос в рыжий цвет использовалась хна, которой также красили ногти. К сожалению, процессы окрашивания и обесцвечивания не были идеальными. Часто женщины получали довольно неожиданные оттенки, от платинового блонда до морковно-рыжего. Кроме того, процесс обесцвечивание сильно повреждал волосы, делал их сухими и ломкими.

Парики были популярной альтернативой трудоемкому и не всегда эффективному процессу окрашивания, опять же только для богатых. Кроме того, парики пользовались популярностью среди тех, кто не мог окрасить волосы в светлый цвет, но все же хотел быть модным.

Многие дворянки эпохи Тюдоров предпочитали носить искусственные пряди волос, а не подвергать кожу головы воздействую токсичных смесей. Парики также были последним шансом для лысеющих женщин.

Елизавета I и сама очень любила парики. На момент смерти в её коллекции было не менее 80 париков, несмотря на то, что ее естественный рыжий цвет волос уже был идеальным.

Те, кто был доволен своей прической и цветом волос, иногда все равно украшали волосы драгоценными камнями, жемчугом, лентами и гребнями. Некоторые даже одевали вуали поверх шляп с остроконечными головками, которые пользовались популярностью в то время.

Прическа

Укладка волос была так же важна, как и окраска. Женщины эпохи Тюдоров носили длинные волосы, которые обычно прятались под каким-то головным убором. И у Анны Болейн, и у Кэтрин Арагонской волосы были настолько длинными, что на них можно было сидеть. Однако такие шикарные локоны обычно прятали под головным убором или капюшоном. В торжественных случаях, таких как коронации или свадьбы, женщинам разрешалось показывать свои длинные распущенные волосы. Это относилось к Анне Болейн во время ее коронации, а также королеве Елизавете I.

Длинные распущенные волосы молодой девушки считались признаком девственности и любимой прической невесты в день свадьбы. После того, как женщина достигла статуса замужней дамы, ее волосы зачесываем вверх или прятались под головным убором.

Длинные волосы обычно собирали в пучок, к которому можно было прикрепить различные головные уборы. Боковые пряди волос привлекали большое внимание, так как это была единственная непокрытая область. Высокий лоб считался признаком красоты и для достижения желаемого эффекта волосы, а именно челку, выщипывали как можно выше.

Ко времени Елизаветинской эпохи в моду вошли вьющиеся волосы. Это было достигнуто путем завивки волос горячими щипцами. И именно такую прическу больше всего любила королева Елизавета I.

Интересно, что некоторые особо сложные прически не расплетались неделями, а то и месяцами. Не удивительно почему головы знати становились настоящим рассадником для вшей и блох, для вычесывания которых использовались специальные гребешки.

Лекарства от головных вшей, существовавшие по крайней мере с 1526 года, состояли из оливкового масла, смешанного с рейнским вином и мятой. В качестве альтернативы можно было смазать волосы жиром свиньи, смешанным с серой, ртутью, вином и мятой.

Уход

Частое мытье головы считалось опасным для здоровья и особенно для женщин, учитывая время необходимое для полного высыхания. Была большая вероятность простудиться и умереть, поэтому голову мыли чаще в теплое время года и крайне редко зимой. До изобретения шампуня оставалось 400 лет, поэтому голову мыли обычным мылом.

Большинство мыл эпохи возрождения готовили из очищенного от щёлочи животного жира и соли. Комбинация процеженного и вареного жира позволяла создавать мягкое желеобразное мыло, а благодаря добавлению соли удавалось получить мыло в твердой форме. Такое мыло выглядело как коричнево-серая масса и практически не пенилась при контакте с водой.

В дорогие сорта добавляли травы и ароматические масла, а вместо сала добавляли оливковое масло. Дешевое мыло, скорее всего, пахло старым свиным жиром. Представители высших рангов предпочитали мыть голову водой с запахом розы. Не менее популярными были ароматические масла, которые эффективно маскировали неприятные запахи тела. А маскировать в то время была что. Их втирали в волосы, в шляпы или в ткань одежды.

Для спутанных волос рекомендовался кондиционер из свиного сала. Чтобы избавиться от характерного запаха необходимо было окунуть гребешок в воду с лепестками роз, гвоздикой или мускатным орехом.

Итог

Женщины эпохи возрождения были во многих отношениях более естественными, чем женщины современности. Косметика не считалась необходимостью, а одежда была достаточно разнообразной, чтобы даже самой взыскательная дама могла выразить свой собственный стиль. Хотя некоторые женщины носили корсеты, а они не были обязательными как в последующие эпохи.

Но идеалы красоты во времена Тюдоров имели свою цену, и многие рисковали своим здоровьем, чтобы достичь их. Например, чтобы избежать солнечного загара, который являлся отличительной чертой низших слоев общества, придворные дамы носили специальные солнцезащитные маски из кожи. Они часто использовали белый макияж, который состоял из уксуса и белого свинца. Эта ядовитая смесь не только сушила, но и повреждала кожу, приводила к возникновению гнойных ранок.

Огромное внимание уделялось прическе. Высокий лоб был идеалом, поэтому женщины, которые не имели его от природы часто выщипывали линию волос, делая лобную часть более выразительной. А чтобы лоб был еще заметнее, брови выщипывали до едва заметной линии.

Все это порицалось церковью как проявление тщеславия. Но это не остановило моду и дамы по-прежнему выщипывали волосы. Пинцет из меди или серебра был обычной частью средневекового набора туалетных принадлежностей.