Зачем нужна домашка?

Совершенно точно нужна, потому что обычно между занятиями по одному предмету в школе, колледже или вузе проходит несколько дней, а за это время многое забывается — так устроен наш мозг.

Немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингауз очень тщательно изучал механизмы забывания и пришел к выводу, что за трое суток из памяти большинства людей исчезает приблизительно половина всей новой информации. То есть, если мы говорим о школьном уроке, который прошел, например, в понедельник, то на следующем занятии, скажем, в четверг, учителю приходится заново объяснять уже пройденное. К сожалению, так происходит очень часто, от этого замедляется прогресс, ребенок теряет интерес к учебе или конкретному предмету. И единственный способ избежать негативных последствий — заниматься самостоятельно.

Кроме того, доказано, что чтобы быстро и прочно запоминать новую информацию, нужно стараться как можно чаще ее использовать. Помимо уроков в школе, ребенку 2–3 раза в неделю (а еще лучше — каждый день) нужна самостоятельная практика. И ключевое слово здесь — “самостоятельная”, то есть, без подсказок с чьей-либо стороны, так как при самостоятельной работе ребенок активнее будет задействовать собственную память, создавать и укреплять новые нейронные связи.

И все же: можно без домашки обойтись?

Если не брать во внимание тот факт, что чаще всего за невыполнение домашней работы в школе ставят двойки, в принципе можно отказаться от выполнения домашних заданий. В общеобразовательной школе вряд ли получится саботировать домашку полностью, а вот при занятиях с репетитором или в различных школах дополнительного образования многие современные родители сознательно отказываются от домашних заданий, так как считают, что во время урока учитель должен вложить в голову ребенка достаточное количество информации, на то он и учитель, за это ему платят деньги.

В целом, так можно. Только в этом случае академический прогресс у ребенка сильно затормозится: для освоения какого-либо материала ему придется тратить больше времени и занятий, соответственно родителям придется заплатить больше денег.

Ведь занятия в любой школе дополнительного образования или с репетитором не дают 100% гарантию успеха просто при высиживании учебного времени. В любом случае обучение — это процесс двусторонний: учитель объясняет ребенку нужный материал и помогает его понять и запомнить, но при этом сам ребенок тоже должен прикладывать усилия и этот материал закреплять. На самом деле преподавателю всегда очевидна разница между детьми, которые выполняют домашние задания, и теми, кто ленится и забивает на домашку.

Так как правильно делать домашку?

У нас большой преподавательский опыт, и мы не рекомендуем выполнять домашние задания в день урока и уж тем более сразу после занятия. Лучше всего сесть за домашку на следующий день или в середине между двумя уроками (как правило, между ними 2-3 дня). В таком случае ребенок самостоятельно напомнит своему мозгу информацию, которая вот-вот начнет забываться (помним про 3 дня), — и тогда больше шансов, что информация надолго останется в его памяти.

Если задание кажется слишком большим, то его можно выполнять частями: утром сделать одну часть,а вечером другую. Тут главное не делать сильно большие перерывы, чтобы не потерять настрой, и не откладывать на последний момент, чтобы не делать работу впопыхах — от этого тоже не будет проку.

Конечно, мало у кого получается получается делать уроки прям по всем правилам и с соблюдением всех рекомендаций — мы живем в реальном мире. Здесь главное — регулярность, тогда действительно все получится. И важно помнить, что домашка — это не экзамен, а всего лишь часть учебного процесса, поэтому чем чаще ребенок будет повторять пройденное, тем лучше.