Стартовые условия

Период индустриализации в истории Советского Союза отмечен большим количеством трудовых свершений и подвигов. Показательным эпизодом считается спасение экипажа и пассажиров парохода «Челюскин», потерпевшего крушение в Беринговом проливе. Героями тех событий в прямом и переносном смысли стали советские летчики. Анатолий Васильевич Ляпидевский был один из них. Будущий полярный летчик появился на свет 23 марта 1908 года в семье сельского учителя. Родители на тот момент проживали в деревне Белая Глина на территории Краснодарского края.

В детские годы Анатолий ни чем не отличался от своих сверстников. Мальчишки росли крепкими, энергичными, подготовленными к сельскохозяйственному труду. Будучи подростком, он работал подсобником в кузнице, слесарем, помощником механика на автобазе. В 1926 году Ляпидевского призвали в Красную Армию. Технически подготовленного бойца направили на курсы военных летчиков. После окончания учебы продолжил службу в военно-воздушных силах. Несколько лет преподавал технику пилотирования в Ейском авиационном училище. В 1933 году демобилизовался и уехал работать на Чукотку в подразделение полярной авиации. 

На службе Родине

Зимой 1934 года в арктических широтах потерпел крушение пароход «Челюскин». Экипаж и пассажиры высадились на льдину, которая постепенно уменьшалась в размерах. Людей можно было спасти используя воздушные суда. Ляпидевский на тот момент летал первым пилотом на тяжелом самолете АНТ-2. Но прежде всего нужно было найти то место, где находились люди. Почти тридцать полетов совершил опытный пилот, прежде чем обнаружил лагерь челюскинцев. Машину пришлось сажать на очень маленькую площадку. Катастрофы удалось избежать благодаря мастерству и отработанным навыкам. На борт поднялись 12 человек, в том числе двое детей.

Спасательную операцию высоко оценили в правительстве страны. Летчика первого класса представили к высокому званию Героя Советского Союза. На груди у Анатолия Васильевича Ляпидевского засверкала Золотая Звезда под номером 1. В последующие годы отважный летчик отучился на инженерном факультете Военно-воздушной академии. Дипломированного специалиста назначили директором авиационного завода в Омске. После войны опытного организатора производства утвердили на посту заместителя министра авиационной промышленности.

Труды и личная жизнь

Когда разворачивалось производство водородной бомбы, Ляпидевскому поручили руководить специальным конструкторским бюро. В секретном КБ занимались созданием электронных схем для управления взрывателем бомбы. Поставленную задачу инженеры решили блестяще.

Личная жизнь прославленного летчика и масштабного организатора науки сложилась благополучно. Он женился один раз и на всю жизнь. Муж и жена воспитали и вырастили двух детей – сына и дочь. Анатолий Васильевич Ляпидевский скончался в апреле 1983 года.