Страх можно изобразить по-разному. Можно снимать дешевые штампованные ужасы, максимум которых испугать зрителя на секунду. А можно играть с деталями и безумие, запутать зрителя. Как это и делал скандально известный режиссер Роман Полански.

Условная трилогия режиссера: «Отвращение». «Ребенок Розмари». «Жилец»

Посмотрев эти фильмы, думаю читавшие Франца Кафку поймают знакомый лейтмотив и оттенок безумия. Режиссер снимает так, что сам зритель начинает задумываться о возможности происходящего. Действительно ли это родился ребенок Антихриста или у героине «поехала кукуха».

«Отвращение» с главной героиней Катрин Денев повествует о двух сестрах, живущих в съемном жилье. В определенный момент у сестры появляется ухажер.

Героиня Денев испытывает крайнее отвращение к мужчинам, к тому же она очень привязана к своей сестре. Когда последняя уезжает со свои мужчиной на пару недель, у главный героини вскрываются все ее внутренние демоны. Это и подавленные желания и отголоски настоящей шизофрении.

В конце фильма нам показывают фото молодой героини, которая с ненавистью смотрит на мужчин. Многие кинокритики усматривают в этом намек на насилие, что произошло с ней в детстве.

«Ребенок Розмари»

Розмари и Гай Вудхауз переезжают в нью-йоркский Бремфорд. Очень скоро они знакомятся с эксцентричными соседями, Минни и Романом Кастевет, которые то и дело навязываются им в друзья. В один день Ро приснилось, как Гай превратился в демона и изнасиловал её. После этого она узнает, что беременна. В их жизни начинает твориться какая-то чертовщина и Ро кажется, что их соседи — члены сатанинского культа. В конце фильма Ро родила ребенка Антихриста.

Но так ли это?

Образ Ро очень покладистый, она соглашается со всеми и никому не перечит. Она искренне верит в Богу и надеется на его защиту. Но характер героини, новая обстановка, гормоны, да и тот факт, что муж не является для нее поддержкой и опорой. Все это приводит к страшному безумию и потере ребенка.

«Жилец»

Главный герой Трелковский кажется в начале фильма правильным, забитым и хорошим человеком. В начале фильм походит на черную комедию, в главной роли которой сам режиссер.

Но со второй половины фильм превращается чуть ли не в ужастик. Потеря самоидентификации главного героя и боязнь соседей взрастили в воспаленном сознании очередную теорию заговора.

Если в «Отвращении» Кэрол - главная героиня просит сестру не бросать ее, то в «Жильце» герой просит остаться дома свою подругу. Он чувствует безумие и ему страшно, ему кажется, что один он не справится.

Картины Полански об одиночестве и безразличии.

У Кэрол никого кроме сестры, но сестра близка ей лишь по крови. У Ро муж, которому не хватает времени и сил на жену. У Трелковского никого в принципе нет.

Даже маленькое изменение в психике человека может довести его до отчаянного безумия.