Атмосфера

Атмосфера Юпитера примерно на 90% состоит из водорода, остальное приходится на гелий. В ней также присутствуют весьма незначительные примеси других газов – метана, аммиака, этана, ацетилена, водяного пара.

В верхних слоях заметны светлые полосы перистых облаков, состоящие из аммиачных кристаллов. При температуре -145 оС они плавают в атмосфере Юпитера. Там, где их нет, несколькими десятками километров ниже, можно наблюдать цветные облака, состоящие из смеси серы и аммиака. Еще ниже, по мере повышения температуры и давления, в атмосфере Юпитера присутствует вода в форме кристаллов льда и капелек.

Из-за тепла, поступающего в нижние слои атмосферы планеты, массы облаков и газов находятся в постоянном движении. Ветра дуют со скоростью несколько километров в час. В этой части атмосферы образуются сильные штормы, наподобие земных циклонов и антициклонов.

Температура и давление нарастают по мере продвижения в более глубокие слои атмосферы Юпитера. Под цветными облаками условия приближаются к земным показателям. Температура держится в пределах 10-20 оС, а давление составляет примерно 1 бар.

Рельеф

На Юпитере нет твердой поверхности. Следовательно, отсутствует и рельеф. Тепло из глубин Юпитера выносится путем конвекции, которая порождает турбулентные вихри.

Сутки и год

Сутки на Юпитере длятся 10 часов. Именно столько времени требуется планете, чтобы совершить полный оборот вокруг оси. А вот год на Юпитере продолжается 12 земных лет.

Спутники

Известны 67 естественных спутников Юпитера. Первые четыре были открыты еще в 17 веке Галилеем. Они получили названия: Ио, Европа, Ганимед, Каллисто. Все они повернуты к Юпитеру одной и той же стороной.

Спутник Ио оборачивается вокруг планеты за 42 часа. Он находится к Юпитеру чуть ближе, чем к Луна к Земле. На Ио протекает бурная вулканическая деятельность.

Европа – самый маленький из спутников, открытых Галилеем. Он оборачивается вокруг Юпитера за 85 часов. Его поверхность покрыта ледяным панцирем.

Ганимед – самый крупный спутник планеты. Полный оборот вокруг Юпитера он совершает за 7,2 дня. Его поверхность напоминает древний ландшафт. Местами выглядывает лед.

Каллисто полный оборот вокруг Юпитера делает за 16,7 дня. Его поверхность отмечена многочисленными ударами комет и астероидов.

Все остальные спутники слишком маленькие, поэтому Галилей не мог их увидеть. Вероятно, это бывшие астероиды, захваченные гравитацией Юпитера. Один из маленьких спутников, похоже, раскололся на кусочки, поэтому Юпитер окружен тонким кольцом пыли.