«Ангел-хранитель»

ангелГолод и бедствия 30-х годов двадцатого века принесли много страданий людям того времени. Кто, как мог, так и выживал и спасался от голода. Об этом пишет В. Астафьев в рассказе «Ангел-хранитель».

В ту зиму народ кормился, кто как мог. Охотники искали дикого зверя для пропитания. Многие несли продавать ценные вещи и одежду в город. Чтобы выжить, люди несли в город последнее и самое дорогое для них. Голод в селе был страшный. Ели картофельные очистки, просо пополам с мякиной, траву.

Бабушка Вити, когда он обессилел от голода и заболел, продала золотые сережки дочери, мамы Виктора. Продала швейную машинку «Зингер», которую всегда берегла. Дедушка и бабушка Вити отдавали последний вкусный кусочек внуку и делали все возможное, чтобы он выжил. Дед брался за любую работу в селе, колол дрова, помогал по хозяйству, чтобы заработать на хлеб.

Бабушка ходила в город за хлебом. Однажды ее жестоко обманули. Купленный каравай оказался с начинкой из несъедобной мякины. На блатном языке это называли «туфтой». Бабушка причитала и не понимала таких людей, которые могли так жестоко наживаться на людском голоде.

Возвращаясь из города, бабушка нашла щенка и принесла его за пазухой. Собаки тоже голодали. Щенка выбросили на мороз, бабушка пожалела его и принесла домой. У них ничего не было, кроме молока, но щенка накормили. Корова была стельная, ее нельзя было доить, но бабушка немного доила. Щенок вырос. Его назвали Шариком, а бабушка называла его ангелом-хранителем.

Весна пришла, и жить стало легче, появилась свежая трава, корова отелилась. Молока стало много. С появлением щенка в доме все стало лучше. Ушла беда и голод, так думала бабушка. Она защищала Шарика от соседских собак и не давала его в обиду. Она многое ему прощала и любила его.

Однажды Шарика погрызли злые соседские собаки, и он заболел. Бабушка лечила его и поила молоком. Она связывала с ним все хорошее, что пришло к ним в дом с появлением Шарика. Ей казалось, что и весна быстрее пришла, и лето наступило хорошее, и голод навсегда остался в прошлом.

«Песчаная учительница»

учительницаНе убегать от трудностей и стараться их преодолеть – это сильное внутреннее чувство человека. Умение не падать духом описано в рассказе А. Платонова «Песчаная учительница».

Мария Никифоровна Нарышкина окончила педагогические курсы и была направлена в далекий район – село Хошутово, в мертвую среднеазиатскую пустыню. Там жили бедные люди. На неплодородном песке ничего не росло. С продуктами было плохо, хлеба не хватало. Жители плохо питались. Голодные дети не хотели идти в школу. В классе Марии Никифоровны было 20 человек, и двое из них умерли зимой. Учительница понимала, что нельзя учить голодных и больных детей.

Длинными тоскливыми вечерами она думала о том, как улучшить жизнь села, и придумала. Она хотела оживить мертвую землю пустыни и обучить этому искусству жителей. Рассказала об этом сельчанам, съездила в окружной отдел образования и приступила к делу.

Два года все трудились. Везде делали посадки из шелюги для укрепления песков. Около школы заложили сосновый питомник. Село было не узнать. Оно зеленело. Жители села стали жить лучше и сытнее, а пустыня стала намного приветливее. Школа была полна детей.

На третий год пронеслась страшная весть. Старожилы пустыни знали, что каждые 15 лет через них проезжают кочевники и истребляют все на своем пути. Вытаптывают посевы, выбирают всю воду из колодцев. Так и случилось.

Мария Никифоровна попыталась поговорить с вождем кочевников, но не добилась справедливости. Вождь сказал, что степь – это их родная земля и она покорна только им. Он спросил ее, зачем в пустыню пришли русские, если они не могут выжить в ней. Учительница поехала рассказать о беде в окружную управу. Заведующий отделом образования выслушал ее и предложил ей перевестись в другое село. Мария Никифоровна, подумав, согласилась. Жители Хошутово, благодаря ей, научились бороться с песками. Она поняла, что ее помощь требуется и другим людям.

Люди живут везде и даже там, где очень холодно, трудно и почти невозможно. Они могут, если захотят облагородить любую местность и приспособить ее для жилья. Так постепенно обживались многие пустынные местности России. Их насаждали деревьями, и они становились живыми, благодаря таким самоотверженным и ответственным людям, как «песчаная учительница» – Мария Никифоровна Нарышкина.