Отзывчивость – это хорошо!

Отзывчивый человек не может пройти мимо страдающего, не может не оказать помощь и не доставить радость, не может оставить больного без присмотра. Рассказать об этом ребенку просто необходимо. Иначе, откуда он узнает, что помогать людям это хорошо?

«Бабушка с малиной»

У Виктора Астафьева есть рассказ «Бабушка с малиной» о ребятах, которые помогли престарелой женщине обрести радость.

На железной дороге остановился поезд, и вагон начали заполнять ягодники. Среди ребят оказалась старушка, которая очень шустро уже почти вскарабкалась на подножку. Но неожиданно из ее туеска посыпались ягоды, и вскоре он оказался почти пустым.

Она закричала, что будет их собирать, но поезд уже пошел. В вагоне она долго еще находилась в отчаянном положении, губы ее не переставали дрожать, натруженные руки тряслись. Школьники уступили ей место. Она, когда-то была счастливая, потому что была самой быстрой собирательницей ягод и веселой песенницей. А сейчас пусто у нее в корзинке – пусто и на душе. Ребята раньше предлагали ей помочь занести ягоды в вагон, но она отказалась. Один из пассажиров назвал ее неловкой. Она очень обиделась. И вдруг один мужчина немного пошептался с ребятами, достал бабкин туесок и начал собирать в него горсть за горстью малину, которую ребята брали каждый из своей посуды. Бабку сначала сопротивлялась, объясняя, что сроду никогда чужого не брала. Мужчина нахваливал ребят, называя их хорошими ребятами и внуками бабушки. Только вот «догадка у них мала».  А бабушка была рада, называла их милыми, родными, касатиками.

«Земляника»

Этот же писатель предлагает рассказ «Земляника» о брате и сестре, которые не могли оставить больного человека наедине с его горем. Они старались сделать ему приятное. Всячески подбадривали его.

Брат и сестра, Ваня и Нюра, познакомились с дядей Соломиным у реки, когда рыбачили. Между взрослым фронтовиком, потерявшим на войне жену и сына, и детьми завязалась дружба.

Он работал на железной дороге и учился заочно. Дети любили бывать в его доме, ходили с ним в лес, на рыбалку. Ване не давалась арифметика. Иван Павлович воспитывал в нем стремление вникать в суть задачи и не фантазировать, учил не отступать перед трудностями. Отец у ребят погиб во время войны.

Однажды с Иваном Павловичем случилась беда. Какой-то человек оказался между вагонами, и тот решил спасти его, а сам повредил ногу, и попал в больницу. Ногу ему хотели ампутировать. Загрустили ребята. Нюра стала плакать, а потом спросила Ваню про землянику. Мальчик сказал, что сейчас не до земляники, а потом очень обрадовался, когда узнал, что землянику можно набрать для дяди Соломина.

Ягода только что поспевала. Но они сумели набрать стакан. Сами ели только зеленцы.

В больницу их пустили не сразу. Когда они зашли в палату, дядя Соломин очень удивился, кто к нему мог прийти. У него не было родственников. Ребята увидели его и испугались того, как выглядели его глаза – «ровные, безразличные». Ребята боялись, что ногу уже ампутировали, но потом заметили, что все нормально. Разговаривали вначале робкими, дрожавшими голосами. Земляника, оказывается, была одной из любимых ягод Ивана Павловича. Но он загрустил от того, что как будет потом ходить за ягодой. Ребята начали рассказывать, как у них в деревне инвалид на деревяшке даже рыбачит. Рассказали ему интересную историю про этого рыбака. Прощаясь с дорогими ему ребятами, он попросил их принести ему книги для учебы.

Пришла проведать и мать Вани. Дети увидели радостную улыбку Ивана Павловича и такую же ответную Надежды Николаевны. И им тоже стало радостно.

Увидев главного врача, дети спросили его о том, будут ли дяде Соломину ампутировать ногу. Врач ответил, что все зависит от них. Тогда они обещали, что будут каждый день земляникой кормить и еще рыбу ловить. Он рыбу любит. По дороге домой Нюра предложила брату уговорить всех ребят с их улицы ходить за земляникой и относить в больницу.

«Мальчик с коньками»

Юрий Яковлев рассказывает о неравнодушном мальчике, который помог престарелому мужчине. Ему стало плохо, мальчик заметил это и подошел к нему. Помог дойти до дома. Выяснилось, что человека зовут Л. Бахтюков. Он воевал в Великую Отечественную войну, был старшиной, имел орден Красного знамени. Был ранен и в груди остался осколок, который шевелился и вызывал приступы боли.

Приведя Бахтюкова домой мальчик хотел уйти, но что-то мешало. Этот человек назвал его «сынок». Для мальчика, выросшего без отца, это слово было незнакомо. Он почувствовал тревогу за этого старого человека с осколком в груди.

Мальчик сходил за лекарством, вернулся и увидел, что Бахтюков лежит с закрытыми глазами. Мальчик испугался, что он умер. Помчался вызывать скорую помощь. Добежал до автомата, позвонил, но понял, что не знает адреса больного. И вдруг увидел скорую помощь, которая ехала мимо. Он решил ее остановить и остановил. Рассказал все врачам и привел их к больному человеку.

Бахтюкова забрали в больницу и сделали операцию. Удалили осколок. Во время операции мальчик сидел в приемном покое и ждал результата. Во время ожидания он думал о том, что почему-то с Бахтюковым рядом нет близких ему людей: жены и сына. Они уехали отдыхать.

Бахтюков перед отъездом в больницу попросил мальчика отправить телеграмму, где сообщал, что он в больнице, успокаивал родных, что с ним все в порядке, и они могут не беспокоиться.

Но мальчик с коньками беспокоился. Он думал о том, что если бы у него был такой отец как Бахтюхов, он бы его никогда не оставил и не бросил в опасности. Поэтому мальчик просидел всю операцию и дождался результата.

В тот день мальчик просто шел на каток, но судьба свела его с человеком, который назвал его сыном. В ответ захотелось назвать Бахтюкова отцом.

Мальчик пришел навестить больного. Медсестра передала Бахтюкову, что пришел его сын. Он обрадовался и подумал, что телеграмма дошла, и приехал настоящий сын. Он не знал, что телеграмма не могла дойти так быстро и тем более, что не мог сын так скоро приехать. Он успокоился, и даже боль стала слабее.

А мальчик с коньками снова шел на каток, под мышкой –коньки, а в ладошке – осколок из груди Бахтюкова. Мальчик думал о высоком, большом, сильном человеке, которого ему недоставало всю жизнь. И если бы он был его сыном, то бросил бы все и примчался на помощь. Всегда бы был рядом, чтобы все время слышать такое незнакомое, но нужное ему слово «сынок» и в ответ произносить с любовью: «Отец…»

Пусть дети больше узнают об отзывчивости как о таком качестве человека, которое ценилось всегда. Оно воспитывается в человеке постепенно родителями, старшими родственниками, учителями. И верными помощниками в привитии этого качества являются книги.