Вам понадобится
  • Текст Симонова К.М. «Через пятьсот шагов они увидели стоявшую в гуще молодого ельника 45-миллиметровую противотанковую пушку…»
Инструкция
1
Ситуация, описанная Симоновым К.М., происходит во время войны 1941-1945 гг. Прочитав о том, как солдаты из одной части в дальней местности, попадают в другую местность, нужно задуматься об их поведении и охарактеризовать его. Какое главное качество, характерное для советского солдата, они проявляют? Мужество. Так и будет называться проблема: «В тексте Симонова К.М. поднимается проблема проявления мужества. Поведение человека называют мужественным тогда, когда он, несмотря на неимоверные трудности, старается выполнить все то необходимое, что считает своим долгом»
2
Можно начинать комментарий к проблеме – первый пример может выглядеть так: «Такими мужественными людьми были солдаты, которые предстали перед комбригом Серпилиным. По описанию их внешности можно понять, что они прошли через тяжелые испытания. Эти израненные мужчины были артиллеристами дивизиона, который находился в Бресте и первым принял бой с фашистами. Серпилин, услышав название местности, удивленно переспросил об этом».
3
Необходимо написать и о выразительных средствах, с помощью которых автор глубже иллюстрирует проблему: «Диалог между старшим и младшим по званию приведен в тексте для того, чтобы убедиться в этой якобы неправдоподобной ситуации. Диалог на этом закончился, и следующее 11 предложение неполное, потому что на самом деле сказать больше нечего.
Для описания внешности мужественных солдат автор использует многочисленные эпитеты – «почерневших», «тронутых голодом», «усталых». Следующая часть диалога о том, как они добирались из Бреста за Днепр – четыреста с лишним верст. И еще тащили пушку… В диалоге много серпилинских вопросов, который, наверное, до сих пор не может понять, как такое возможно. Солдатские объяснения о том, что пушку переправляли на плоту, о том, они устали бояться, о том, что они прошли через мины, говорят о том, насколько мужественны эти люди».
4
Оформить второй пример в комментарии можно таким образом: «Мужественным был и их командир, чье тело они несли, чтобы достойно похоронить. Описывая такого командира, автор использует фразеологизм «в огонь и в воду», чтобы показать, насколько смертельно опасны были препятствия, которые они встречали, и насколько сохранили в себе люди это качество».
5
Авторскую позицию можно обозначить через отношение комбрига Серпилина к солдатам: «Автор гордится тем, что мужчины во время выполнения своего нелегкого солдатского долга до конца оставались твердыми, стойкими, преданными командиру и Родине. Такое поведение является мужественным. Авторская позиция выражена через отношение Серпилина к этим людям».
6
Следующей частью сочинения должно быть собственное отношение к проблеме – согласие или несогласие с автором: «Я согласна с авторской мыслью о том, что солдаты – мужественные люди. Бесстрашным солдатом показан и главный герой повести Б. Васильева «В списках не значился». Девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников прибыл в Брест накануне и войны и не успел сообщить о прибытии. Началась война, и он в течение двух лет сражался против немцев. Впоследствии оставшись один, он не сдался в плен, а продолжал в одиночку убивать врагов. Когда немцы вынудили его выйти из казематов, в последние минуты мужество его не покинуло. С обмороженными ногами, слепой, поседевший лейтенант отказался от немецкой медицинской помощи и упал около машины, так и не сдавшись врагам».
7
Вывод в сочинении можно написать о том, как относиться к мужественным людям: «Мужественный человек – это человек, до конца сражающийся за свободу других, выполняющий свой долг, не отступающий ни при каких трудностях. Он достоин огромного уважения и неугасающей памяти. Мужество человека может проявляться в любое время».