Вам понадобится
  • Текст Н.С. Шер «В Болдине, как никогда раньше, столкнулся Пушкин с нищетой и бесправием крепостных крестьян, он пристально вглядывался в их жизнь…»
Инструкция
1
Для формулировки проблемы необходимо понять, что автор пишет о прозаических произведениях А.С. Пушкина и их влиянии на человека. Начать сочинение можно так: «В тексте Н.С. Шер на примере прозаических произведений А.С. Пушкина выдвигается проблема влияния творчества писателя на человека».
2
В начале комментария желательно ответить на вопрос: как, анализируя творческие задачи поэта, автор подходит к проблеме: «Предваряя раскрытие проблемы, автор текста рассказывает о том, как развивалось вдохновение А.С. Пушкина, как он ставил новые задачи – писать небольшие произведения, надеясь, что «читатель легче и лучше поймет их. Поэт надеется, что читатели серьезно задумаются над нравственной стороной жизни. Он, преподнося какую-либо жизненную ситуацию, хочет дать человеку заряд чувств, эмоций – волнующих, радостных, трепетных, возможно, и печальных – и тем самым повлиять на его внутренний мир».
3
Для написания следующего этапа сочинения – комментария - необходимо найти средство выразительности, с помощью которого автор поясняет проблемную ситуацию. Им может быть риторическое вопросительное предложение, которое необходимо интерпретировать: «Чтобы эмоциональнее раскрыть заявленную проблему, автор текста использует риторические вопросительные предложения. В них он хочет отразить чувства, которые испытывает читатель в ходе прочтения повестей. Правильно ли такая жизненная ситуация, когда деньги решают многое и отец, которого дочь оставляет без предупреждения, заканчивает жизненный путь в одиночестве? Может ли быть мщение целью жизни человека? Прочитав пушкинские повести, человек задумается над жизнью героев, и у него появится возможность сравнить ее с реальной жизнью своего времени».
4
В комментарии к проблеме должно быть 2 примера. Вторым примером может быть авторская информация о влиянии повестей А.С. Пушкина на Л.Н. Толстого: «Автор пишет о том, как повести А.С. Пушкина повлияли на Л.Н. Толстого, и он заявлял, что перечитывает их, изучает. Великий писатель называл поэта своим учителем.
Таким образом, влияние пушкинских повестей было значительным не только в его время, но и в следующие годы».
5
У пишущего об авторском отношении к проблеме интуитивно может появиться догадка о том, что автор статьи, который так подробно и с чувством пишет о творчестве великого поэта, тоже попадал под его влияние: «Рассказывая о влиянии А.С. Пушкина на читателей, автор текста, несомненно, сам испытывал подобное воздействие. Он также находился под гипнозом простоты, лаконичности его прозы и глубины поставленных жизненных проблем».
6
Следующий момент сочинения - это собственное понимание проблемы. Один из вариантов согласия с авторской позицией может быть следующий: «Я согласна с авторскими мыслями. О воздействии пушкинских поэтических и прозаических произведений на человека можно привести множество примеров. Прочитав о том, что явилось причиной ссоры между Онегиным и Ленским и их дуэли, узнав о сомнениях главного героя накануне дуэли, я задумалась над тем, насколько зависимы были представители дворянского общества от светских установок, ведь почти всегда от них зависела жизнь участников дуэли».
7
В выводе можно написать о том, что человек, читая произведения великого писателя, не остается безразличным: «Жизнь 19 века, описанная в поэзии и прозе А.С. Пушкина, интересна до сих пор. Она заставляет человека задуматься над многими перекликающимися с нашим временем нравственными вопросами и ощутить разнообразные чувства. Под их влиянием происходит обогащение внутреннего мира человека».