«Елка Митрича»

Желание доставить радость людям хорошо описывает Николай Телешов в рассказе «Елка Митрича». Герой – Митрич – сторож барака, куда привозили бездомных детей-сирот. Он их называл «божьи дети». Под рождество он задумал праздник для них. Вырубил елку. Стал думать, как ее украсить. Пошел в церковь просить свечные огарки, чтобы они как огоньки на елке радовали глаз. Но староста огарков не дал. Выручил Митрича сторож, украдкой насыпал в карман недогоревших свечек.

Еще Митрич купил немного сладостей и колбасы, себе бутылку водки. Все радовались и украшали елку. Сначала на елку прикрепили конфеты и свечки, но Митричу этого показалось мало. Он разделил колбасу и нарезал хлеб маленькими ломтиками. Привязал ленточки и повесил кусочки на елку. Когда стемнело Митрич зажег огарки свечей. Дети стали плясать вокруг елки. Впервые за последнее время в бараке слышался радостный смех. Душа Митрича ликовала. Он был горд тем, что смог доставить радость детям. Сам радовался до слез и понимал, что для детей это важно, потому что они остались без родителей и дальнейшая судьба их не известна. Митрич хотел, чтобы его елку дети запомнили на всю жизнь.

«Умная внучка»

Помощь и взаимовыручка, основанная на смекалке, звучит в сказке А. Платонова «Умная внучка».

У бабушки и дедушки была внучка Дуня. Она умная и прилежная и заботливая. Бабушка умерла. Дуня понимала, что дед скучает без нее. Однажды дед по делам поехал в город с соседом. На постоялом дворе лошадь деда родила жеребенка. Утром они с соседом увидели его под телегой. Сосед принялся доказывать, что это его жеребенок, хотя у него был мерин, а не кобыла. Спорили долго, но делать нечего – пошли на суд к царю.

Царь любил потешиться над людьми и прежде, чем рассудить загадал спорщиками три загадки. Дед опечалился и поехал домой. Дуня заметила печаль деда. Он рассказал ей про спор и про загадки царя. Она не растерялась и придумала, что ответить царю.

Дед приехал к царю, сказал отгадки. Царь удивился и спросил, кто ему подсказал такие отгадки. Дед рассказал про Дуню, чем очень заинтересовал царя. Он велел, чтобы она приехала к нему. Дуня была смекалистой, находчивой и смелой. Пришла, поговорила с царем. Прислушался он к девочке и сделал, как она сказала.

Отпустили лошадей и жеребенка. Жеребенок сразу побежал к матери. На этом спор и закончился. Так внучка выручила деда и помогла отстоять жеребенка. Царю это не понравилось, он рассердился и пустил вдогонку деду и внучке злых псов. Отогнал дед псов, прижал внучку к себе и сказал, что никому ее не отдаст, сбережет и защитит от всех невзгод.

«Сыновний долг»

Желание помочь близкому человеку прослеживается в рассказе Курамшиной «Сыновний долг».

Мать – Раиса – женщина с непростой судьбой. В 14 лет сбежала из родительского дома. В знак протеста примкнула к хиппи, искала хорошей и легкой жизни. Рано родила сына, растила его без отца, выживала, как могла. Не имела достойного образования, умения, навыков. Единственное ее умение – повелевать мужчинами.

Она хотела обеспеченной и легкой жизни. Познакомилась с иностранцем Майклом. Он несколько лет помогал ей и обеспечивал ей красивую жизнь. Но пришла старость и смертельная болезнь – неправильная работа почек. Требовалась операция и донорская почка. Раиса знала, что если не найдут донора почки, она умрет.

Сын догадывался о болезни матери. Однажды он нашел больничную карточку и понял, что должен ей помочь – отдать одну почку и спасти маму. Он поборол свой страх остаться с одной почкой. Он понимал, что болезнь мамы смертельна, и она не увидит внуков, если умрет. Еще он справился с детской обидой на мать. Ведь она не проявляла о нем материнской заботы. Часто бросала его на попечение родственников, потому что хотела устроить свою личную жизнь.

Максим поступил благородно и решительно. Выполнил свой сыновний долг перед матерью.

«Домой»

Готовность помочь в беде и не оставление в опасности хорошо описано в рассказе Н. Телешова «Домой». Он повествует об одиннадцатилетнем мальчике Семке, который сбежал домой.

Родители мальчика умерли, а его перевезли в другое село. Он оттуда сбежал. Ему там было плохо. Он скучал по отцу и матери, по родному селу, по речке и по друзьям.

По дороге Семку жалели и подкармливали жители близ лежащих селений. Однажды мальчик дошел до реки. Эта река показалась ему знакомой, он вспомнил родную речку Узюпку, и ему показалось, что на той стороне реки и есть его родное село Белое.

По реке плыл челнок. Семка попросил человека перевезти его на другой берег. Человек в челноке оказался злым и неприветливым, просил с мальчика денег. Семка столкнулся с бессердечностью. Ему стало горько и одиноко, хотелось умереть.

Семка был в дороге все лето. Ближе к осени он встретил неизвестного дедушку. Мальчик рассказал ему о себе, а дедушка только сказал, что «неизвестный» и нет  у него дома и нет родины. Дедушка оказался беглым каторжанином.

Вскоре Семка простыл и заболел. У него был жар. Он бредил. Дедушка понял, что мальчику совсем плохо. Он заботился о мальчике: согревал его, делился едой, поддерживал при ходьбе. До города оставалось немного.

Семка очнулся на больничной койке, вспомнил неизвестного дедушку, искал его. Подойдя к больничному окну, увидел вереницу арестантов, закованных в цепи. Среди них был и его верный дедушка.

Заплакав, Семка понял, что дедушка спас его ценой своей свободы, что, может, уже никогда не встретит  такого верного друга.

Такие рассказы научат ребенка понимать, зачем помогать и зачем откликаться на чужую беду. Он будет знать, что взаимовыручка, смекалка и находчивость ценятся в обществе.