Не воспитай жестокость

Жестокость по отношению к слабым – это низкое проявление чувств человека. Как относиться к этому явлению? Как научить ребенка быть добрым и сострадательным? Такие вопросы возникают у родителей, которые хотят воспитать полноценную личность. Верный способ – показать личным примером, но можно и почитать на эту тему небольшие рассказы.

«Изумруд»

У Куприна Александра Ивановича есть рассказ «Изумруд». Все происходящее видится глазами лошади. Изумруд – породистый скаковой жеребец. Он участвует в ипподромных скачках, занимает призовые места. Живет жеребец в конюшне около ипподрома. За ним и за другими лошадями ухаживают конюхи. Жеребец наблюдает за окружающим миром. У него есть свое мнение об окружающих его людях, о жеребцах и кобылах, стоящих рядом.

Изумруду нравится его жизнь, нравятся люди. Он дружелюбно к ним настроен. Нравятся прогулки, скачки и те чувства, которые он испытывает на ипподромных соревнованиях. Он рвется побеждать, ему нравится быть первым. Он хорошо сложен и послушен. Чутко прислушивается к желаниям наездника.

И вот очередные и, оказывается, последние скачки Изумруда. Автор красиво описывает чувства жеребца при заезде. Его радость от того, что он пришел к финишу первым. Но чувства и крики людей ему были не понятны. Многие не радовались его победе, а зло кричали, что лошадь подставная, что их обманывают.

После скачек его отвели в конюшню и больше не выводили на прогулки. Лишь ходили незнакомые люди и оглядывали его с головы до ног, потом увезли в незнакомую глухую деревню. Изумруд понял только одно, что его зачем-то спрятали. Он вспоминал любимую конюшню, конюхов и лошадей, тосковал по скачкам, по быстрому бегу.

Закончилось все очень печально. Изумруд стал не нужен человеку, который его увез, и он отравил его овсом.

«Он убил мою собаку»

С жестокостью люди сталкиваются на протяжении всей жизни. У ребенка это столкновение бывает в первый раз, и он не знает, как относиться к такому и как реагировать на поступки жестоких людей.

Детский писатель Яковлев Юрий Яковлевич создал много рассказов. Один из них «Он убил мою собаку» о мальчике-подростке Таборке. Он подобрал брошенную хозяевами собаку и привел ее домой. Мама была не против и разрешила оставить собаку. Вернулся отец и выгнал собаку.

Таборка очень полюбил собаку, она стала для него другом. Он не мог с ней расстаться, потому что понимал, что ее уже один раз бросили. Он не мог поступить так же жестоко, как ее прежние хозяева. Таборка не мог понять, чем собака помешала отцу. Он решил взять ее с собой в школу. Она тихо сидела под партой, пока учительница не заметила ее.

Учительница выгнала Таборку из класса вместе с собакой. По дороге собака играючи схватила прохожую женщину за пальто и порвала его. Таборку с собакой забрали в милицию, но спустя два часа выпустили. Мальчика вызвали к директору школы. Таборка рассказал про свои злоключения директору школы. В конце концов, мальчик сказал, что отец убил его собаку. Отец подозвал доверчивую собаку и выстрелил в ухо. Таборка никак не мог понять, за что отец так жестоко поступил с его собакой. Он не ладил с отцом и почти с ним не разговаривал. В разговоре директор пытался убедить Таборку наладить хорошие отношения, но мальчик не мог простить отцу убийство беззащитного существа. Он его возненавидел и потерял веру в добро. Он сказал директору, что вырастет и будет защищать собак.

Таборка навсегда запомнил, что есть бессердечные люди, такие как его отец. Они думают, что они сильные и могут обижать слабых.

«Стриженый Черт»

Иногда жестокость становится неизбежной и приходится выполнять приказанное. Так случилось с пограничником в рассказе Ю. Яковлева «Стриженый Черт», который повел старую служебную собаку на усыпление. Встретился с мальчиком-подростком, который начал его расспрашивать про собаку. Мальчик пытался понять, почему она стала не нужна и почему так жестоко и несправедливо поступают люди.

Пограничник рассказал, что он два года проработал с собакой, что она умная и ласковая. Она настоящая служебная собака, которая умеет даже по скалам лазить. Она стала плохо слышать, клыки стерлись, и ее признали негодной к дальнейшей службе. Пограничник говорил, что он выполняет приказ начальника заставы и ослушаться не может. Он должен принести справку, что усыпил собаку.

Мальчик с тревогой слушал пограничника. Он не понимал, почему надо усыплять собаку, которая столько лет охраняла границу, была предана своему делу, была не раз ранена в бою. Почему она стала не нужна? Ему стало страшно от несправедливости и бессилия. Он понимал, что пограничник ничего не может сделать, чтобы изменить судьбу собаки. Такой порядок. Мальчик шел следом и плакал от собственного бессилия и от бессилия пограничника, который вел на смерть своего верного друга.

Подросток стал упрашивать его отдать ему собаку. Он говорил, что будет заботиться о ней. Мальчик говорил, что если не отдадут ему собаку, то бросится со скалы. Пограничник пытался объяснить, что он не может не выполнить приказ командира, что все равно надо идти к ветеринару и взять справку.

Ветеринар все понимал и тоже пожалел собаку, хотел оставить ее у себя. Он высказал сомнение, что мальчик сможет хорошо ухаживать за собакой. Но мальчик заверил, что никому не даст ее в обиду и что мама разрешит. Так собака была спасена. Герой рассказа навсегда запомнил этот день.

Три таких коротких рассказа могут научить многому. Помогут понять, что такое сострадание и милосердие. Как важно проявлять эти чувства и помогать нуждающимся.