Биография

Евгения Беркович родилась в Санкт-Петербурге 29 апреля 1985 г. Папа – Борис (Илья) Львович – поэт и прозаик, мама – Елена Михайловна Эфрос – писатель и журналист, бабушка – Нина Семеновна Катерли – писатель-фантаст и публицист.

Евгения воспитывалась в творческой семье. Она вспоминает, что часто обсуждали книги мамы и бабушки. Они с сестрой тоже сочиняли стихи, сказки и рассказы, разыгрывали сценки. Смотрели фильмы по телевизору, позднее на видеокассетах. Папа был ярым поклонником кино. Сестры по рекомендации бабушки смотрели серьезные фильмы. Евгения помнит, как бабушка однажды настояла, чтобы они обратили внимание на фильм «Обыкновенный фашизм». Впечатления остались на всю жизнь, настолько они были сильны.

У Евгении есть сестра – Мария. Они получали среднее образование и занимались в театральном классе. Мария стала дефектологои, психологом и педагогом. Занимается «особыми» детьми и детьми-сиротами. Она начинающая писательница. Ее новая известная книга «Нестрашный мир» посвящена любви к детям, к жизни и к призванию.

Евгения поступила в академию театрального искусства в Санкт-Петербурге. В 2007 г. получила диплом театроведа-менеджера. Но хотелось стать дипломированным режиссером, поэтому в 2008 г. Е. Беркович оказалась на актерско-режиссерских курсах Кирилла Серебренникова при МХАТ.

«Седьмая студия»

К. Серебренников впервые набирал курс. Четыре года обучалась экспериментальная группа, которая позднее стала «Седьмой студией». В этом проекте К. Серебренников отошел от традиционного обучения режиссуры и актерского мастерства. Он решил показать многогранность искусства в общем. Знакомил с разными школами, начиная с мастер-классов по японскому танцу «буто» до классических работ немецких и французских режиссеров. Это у него получилось.

Е. Беркович – нетрадиционный и эксцентричный театральный режиссер. Она представитель молодого поколения режиссеров и современного искусства. У нее оригинальный подход к постановке любого спектакля. Все ее спектакли неоднозначно оцениваются как публикой, так и критиками.

Разговор о смерти

Беркович настроена на работу с подростками. Она поднимает трудные темы в своих спектаклях, не боится говорить с детьми на равных о любви, о жизненных ценностях, о смерти, о горе и беде.

У нее есть спектакль, который ожидал зрителя уже давно. В мае 2014 г. состоялась премьера в «СамАрт» пьесы для подростков «Сторожевая собачка». Она о смерти и о переживании горя двух девочек, потерявших отца. Они проживают депрессию мамы, которая замкнулась и не хочет ни с кем говорить о своей беде. Первая фраза на сцене шокирует: «Здравствуйте, у вас найдется минута поговорить о смерти?».

«Пингвины»

Спектакль поставлен по пьесе немецкого драматурга и сценариста Ульриха Хуба «У ковчега в восемь». Идет на сцене Московского театра юного зрителя.

Е. Беркович много сомневалась при постановке спектакля, но в какой-то момент решила отключить внутреннюю цензуру и показать так, как она чувствует. Все получилось «мило». И взрослые и юные зрители хорошо воспринимают «Пингвинов». После спектакля у детей возникают вопросы, а это значит – цель Евгении достигнута. Она смогла вызвать у детей желание поговорить о боге, религии, о вере, дружбе, любви и о смысле жизни.

Спектакль «Женитьба Гоголя»

В мае 2018 г. в драматическом театре Нижневартовска состоялась премьера знаменитого спектакля «Женитьба». Режиссером выступила Е. Беркович по приглашению художественного руководителя Натальи Ивановны Наумовой.

Главная декорация спектакля – большое розовое одеяло. Оно появилось по задумке художника-оформителя Ксении Сорокиной. Она часто работает в соавторстве с Евгенией. Одеяло как неоднозначный символ окружающего мира. Оно и мягкое и уютное, отсылающее к любовной теме, но и вызывающее ассоциации о психической неуравновешенности. Оно висит, как стена, и небрежно свисает до пола.

На афише спектакля изображение Гоголя в фате. Е. Беркович все время спрашивают, не боится ли она, что такой образ писателя вызовет у зрителя негативную реакцию. Она отвечает, что готова к любой реакции, самое главное, чтобы она была. И она есть. Консерваторы, говорят, что все плохо и страшно. Люди, готовые к новому познанию и видению мира, где-то смеются, где-то призадумываются.

Разговор на равных

Евгения считает, что с детьми нужно разговаривать обо всем и не делить темы на детские и взрослые. Она поддерживает идеи многих режиссеров, которые ставят сложные спектакли для детей. Общаясь с подростками и родителями, она часто выступает в качестве эксперта. Она умело ориентирует родителей на просмотр того или иного спектакля. Многие не знают, как сейчас разговаривать с детьми об истории нашей страны. Как начать эту тему? Е. Беркович считает, что нужно показывать детям такие спектакли, как «Дети ворона» Е. Корабельник.

Он снят по одноименной книге Юлии Яковлевой, которая описывает события «сталинских репрессий» и непонятное исчезновение родственников. Вопросы детей тех времен до сих пор актуальны. Это становится понятно по реакции юных зрителей. Поэтому после просмотра спектакля в центре им. Мейерхольда открывается комната для диалога. С детьми разговаривают и читают сохранившиеся письма детей, у которых мистическим образом пропали родители. Родители, ставшие врагами народа в 30-40-х годах.

Социальная открытость

Е. Беркович - представительница современного творчества и прогрессивного театрального искусства. Она участница проекта «Гоголь-центр». Е. Беркович работает во многих проектах с подростками, детьми-сиротами, трудными детьми. Участвует в работе летнего театрального фестиваля для детей-сирот «Я не один».

Е. Беркович неравнодушна к людям с трудной судьбой. Ее волнуют судьбы инвалидов, сирот, обездоленных и тяжелобольных людей. На ее страницах в социальных сетях много обращений кому-то помочь: найти выход, собрать деньги для больных, поделиться чем-то безвозмездно. Много фотографий с детьми и взрослыми-инвалидами.

Глядя на Е. Беркович, на ее короткую и озорную стрижку, смелый и честный взгляд, кажется, что ей 14 лет. И сама она ощущает себя именно так. Ей легко общаться с подростками и быть для них открытой и непосредственной. Легко творить то, что она хочет и как она чувствует. Она чувствует себя на своем месте и не обращает внимания на злые мнения. Несет миру себя такую, какая она есть.