Вековые традиции

Но – один из классических японских видов театра. Своим появлением он обязан Киёцугу Канъами, главе театральной труппы, которая развлекала королевский двор. Он был весьма творческим человеком. На основе уже существовавшего стиля саругаку, сочетавшего в себе акробатические номера, пантомиму и шутовские танцы, Канъами в начале 15 века создал новое, более серьезное театральное действо, получившее название «но».

Театр быстро набрал популярность в Японии, особенно среди военных и аристократов. Обычно представления проходили в буддийских и синтоистских храмах, они устраивались по случаю праздников. Сюжеты постановок заимствовались из народных сказаний. Вскоре театр но получил признание и на Западе. 

Особенности сцены и спектаклей

Спектакли театра но представляет собой сплав драматического действа, слова, танца, пантомимы, музыки, ритма, шумов и шорохов, пения, речитатива и специфических выкриков. Он самобытен и мало похож на привычные многим музыкальные постановки.

Изначально сцена располагалась на открытом воздухе, во дворах храмов. Порой спектакли приходилось прерывать из-за дождя. Только в 17 веке постановки стали проходить в зале. Однако даже закрытое сценическое пространство сохранило свою изначальную структуру, поскольку стойки, мостки, крыша и перегородки неотделимы от самой идеи театра но. Так, колонны служат ориентиром для танцоров, ведь из-за масок они почти ничего не видят.

Сцена никак не украшается, декорации отсутствуют. Пол тщательно натирается воском, чтобы актеры могли двигаться небольшими скользящими шажками.

Полная программа театра но состоит из пяти драматических пьес и четырех кёгэнов (комедийных сцен) в промежутках между ними и длится 8-10 часов. Поскольку современные зрители нетерпеливы, школы театра но представляют укороченную программу. Она состоит из четырех, трех или даже одной пьесы. 

Костюмы

У персонажей таетра но весьма богатые наряды. Их шьют из дорогих тканей, парчи и шелка. Костюмы отличаются яркостью. Они вышиты золотой нитью. 

Актерский состав

Все роли в театре но исполняют мужчины. Актеры, играющие женщин или мистических персонажей, надевают маски. При этом тембр остается прежним, меняются только манеры и жестикуляция.

Оркестр и хор

Важную роль в театре но играет оркестр, который состоит из флейты и четырех барабанов. На них играют как руками, так и при помощи палочек. 

Хор состоит из 6-8 человек. Он играет роль «говорящей декорации», описывая места, где происходят действия. Хор также разговаривает с актерами и поет вместо главного персонажа, когда тот танцует. Крики певцов создают драматический эффект, их интенсивность меняется в зависимости от напряженности действия. Подобные выкрики удивляют неподготовленного зрителя.