Из биографии

Наумова Елена Станиславовна – уроженка Кировской области. Родилась в 1954 г. в семье музыканта и служащей. В ее воспитании немалую роль сыграли бабушка и крестная. Хотя отец систематически был в разъездах, он, познакомившись со стихами дочки, первым отметил ее одаренность.

Лирический талант обнаружил в ней и писатель Юрий Вяземский, ведущий телепередачи «Умники и умницы». Он помог Елене определиться с поступлением в институт, и она получила филологическое образование. Вернувшись на Вятку, работала журналистом. Основала литературно-журналистскую студию во Дворце творчества, которой руководит и поныне. Преподает журналистские дисциплины в филиале Московского гуманитарно-экономического института.

Родственники Ермаковы

Е. Наумова написала художественно-документальную повесть о судьбах четырех самых родных людей: мамы и трех ее братьев. 

Лену, шестилетнюю девочку, отправили зимней ночью за помощью на соседнюю улицу. Она прибежала и услышала, как люди сказали, что ее бабушка умирает. Лена не верила в это, поэтому сказала, что это не так, что бабушке просто плохо. У обеих – бабушки и матери Лены Ермаковой Майи – был волевой характер. Во время войны, узнав о гибели двух братьев Майю не оставляло желание отомстить за них. Она дважды пыталась уйти добровольцем на фронт. И только тогда, когда она исправила год рождения, тогда ее шестнадцатилетнюю отправили на фронт. Военное поколение не было избалованным. Оно с детства привыкло к труду и чувствовало ответственность во всем. Позднее она научилась не только четко наводить прожектор на цель, но  и по звуку определять тип самолета врага. Часто можно было услышать восторженный крик: «Так тебе и надо, фашистская сволочь!»

Однажды, когда фашистский самолет попал в крестовину от двух лучей, другой немец … сбил своего товарища. Девчонки не понимали этого, но убеждались и не один раз: у фашистов так заведено – убивать слабых, раненых.

Лирическая память о матери

И как память о матери появилось стихотворение о том, что после похоронок на мужчин в семье на защиту родных стремились встать девушки. И воевали на разных специальностях, в том числе и прожектористками, как мать Елены Наумовой. Они ухитрялись перехитрить немецких летчиков. Их окружали яростные взрывы, и такая жизнь была полна опасностей. Но они не уходили со своего поста. Свет прожекторов находил ненавистные черные кресты, похожие на пауков. И благодаря девушкам зенитчики успешно сбивали их.

Герои ее стихов

Герои ее стихов – люди разного возраста: девочка, которая ждет папу и в дождевых каплях ей слышится не звук «кап», а слово «пап», бойцы военного времени, девушки-прожектористки, которым снились обрезанные косы, семнадцатилетние подростки 70-х годов ХХ века, старый солдат – дедушка внука, который после его смерти не хочет, чтобы его, жалея, гладили по голове. Героиней ее стихов является даже сама… огромная любовь. Она как живое действующее лицо. Это огромнейшее чувство даже не вмещалось в маленьком городе. И за городом ему не хватало места. А в квартире эта любовь даже заболела. Молодые люди ее искали, но она так и не откликнулась.

А в малышовых стихах  главные герои – это жители прудов, дядя Сон, летающая коза, ворона, идущая по городу, фляжка, которая разговаривает с чашкой, мальчик Федя, который ходил на медведя, хитрая девочка Маша, сердитый Петя, ленивый Андрейка, жадная Аленка и многие другие.

Красота мира

Поэтесса видит красоту во всем, даже в маленькой, исхлестанной ветрами и вьюгами веточке, которая бьется в окно. Зимние деревья ей кажутся мудрыми и строгими.

Улетают птицы, закончив сольные концерты, но прилетают другие, у которых день рождения зимой. Это птичка цветом алой зари. И не зря их зовут снегири. Оказывается, у сосульки есть душа и тело, которое в ней серебрится. А, избавившись от оков, она  станет льдинкой, а потом напоит травинку.

Часто в ее стихах задаются вопросы о том, почему человек обижает деревья, почему человек не может оторваться от земли и лететь с журавлиным клином.

Стихи Е. Наумовой помогают любить лучшее, что происходит в жизни. Надо только постараться обратить на окружающий мир внимание и вглядеться. Обращаясь к ребенку, писательница советует ему не торопиться никуда, проследить за полетом снежинки, ведь снегопад – одно из чудесных зимних явлений.

Деревенская тема

Поэтесса не прошла мимо болезненной российской темы – забытые деревни. Тоскливо ей от того, что она видит, и она невольно отводит взгляд от заброшенных домов, как будто чувствует свою вину. А как же радостно ей видеть деревенские домики среди кирпичных и железобетонных домов!  Грядки, колодцы, печки, расписные наличники. В таких чудо-домиках осталась русская душа! Она признается в любви пригороду-провинции.

Ее интересуют и простые дни воевавшего солдата, который не может заснуть ночью, рано утром идет кормить птиц, а потом рассматривает старые снимки своих фронтовых друзей…

Любимые ностальгические годы

Е. Наумова, вспоминая о своем детстве, с любовью пишет о том времени, когда верили в чудо, влюблялись, не увлекались материальными стимулами, а жили мечтами. Она описывает 70-е годы 20 века. Далеко позади война. Родители еще живы. Шестнадцатилетние чувствуют себя смелыми, умными и не верят в беды. И только потом все-таки произойдут страшные события. 

                                                                                               

Из личной жизни

Сын Максим – художник. Елена считала, что сыну необязательно покупать пистолет. И вот уже в 11 лет он нарисовал иллюстрации к ее книге. Иллюстрирование стало семейной традицией. Их совместная деятельность успешна. Они оба заинтересованы  в рождении книг и вместе переживают. Макс сделал иллюстрации к таким книгам, как:

Сноха – Юлия. Елена стала заботливой бабушкой для любимого внука Миши. На одной из презентаций ее книги ей подарили целую корзину яблок. Ее друзья шутили, что яблоки-то молодильные. Часто мать и сын читают по ролям стихотворение «Разговор с сыном о звезде».

Душа по-прежнему творит

Знаменитый творческий принцип «ни дня без строчки» для нее важен всегда. Все, что трогает ее душу, воплощается в поэтической форме. Елена Наумова глубоко чувствует жизнь. Ее книги по-доброму изменяют человека, заставляют человечнее посмотреть на мир.