Детство и юность

Андрей Генрихович Тихомиров – коренной петербуржец, он родился 10 февраля 1958 года в городе на Неве в семье, далёкой от музыкального искусства. Отец семейства Тихомиров Генрих Пантелеймонович приехал в Ленинград из Вологодской области, получил высшее техническое образование и работал на оборонном предприятии; мать также была инженером. Тем не менее музыка в семье Тихомировых постоянно присутствовала: родители и дедушки с бабушками любили петь, в доме был проигрыватель и грампластинки с записями военных маршей, советских песен и классических произведений, а на кухне всегда было включено радио, по которому звучали песни отечественной эстрады. Двухлетний Андрюша мог часами сидеть перед проигрывателем и слушать «На сопках Маньчжурии», «Школьный вальс», «Первым делом самолеты!» – всё это было музыкальным фоном его детских и юношеских лет.

Заметив у ребёнка интерес к музыке, родители подарили Андрею сначала детский игрушечный рояль, а вскоре купили настоящий инструмент – чёрное пианино «Красный Октябрь». Андрей с восторгом «музицировал» самостоятельно, но к занятиям с преподавательницей – студенткой консерватории отнёсся прохладно: уж очень скучными показались ему детские пьесы и упражнения. Занятия были прекращены, и до 4-го класса мальчик был заурядным советским школьником на Васильевском острове в Ленинграде.

Знаковое событие в биографии Андрея Тихомирова произошло, когда ему исполнилось 10 лет: мальчик услышал по радио «Лунную сонату» №14 Людвига ван Бетховена и «заболел» этой музыкой: бесконечно слушал пластинку с её записью, найденную в домашней коллекции, а потом через маминых знакомых раздобыл ноты и принялся самостоятельно разучивать произведение. Он слабо владел нотной грамотой, с трудом читал ноты в басовом ключе, но желание играть «Лунную сонату» было настолько огромным, что мальчик с потрясающим упорством постигал теорию и практику музыкального искусства. Выучив «Лунную», Андрей переключился на «Патетическую», «Апассионату» и другие сочинения Бетховена – этот композитор стал для мальчика «богом». Повинуясь творческому порыву, Тихомиров даже сделал попытку сочинить свою сонату «a la Бетховен».

Вскоре Андрей заинтересовался музыкой и других композиторов – Моцарта, Шопена, Шумана, Грига. Мама отвела сына в Кировский (Мариинский) театр на оперы «Евгений Онегин» Чайковского и «Аиду» Верди. Спектакли парню не очень понравились, однако он взялся сочинять собственную оперу «Про зайцев», постановку которой пытался осуществить дома вместе с младшим братом Алексеем. Затем Андрей начал слушать оперы на пластинках, копить деньги, которые родители давали на завтраки в школе, и покупать на них ноты.

Теперь 11-летнему юноше была прямая дорога учиться музыке, и по совету школьной учительницы пения, Андрей Тихомиров пришёл поступать в Василеостровскую музыкальную школу. Сыграв часть самостоятельно выученной «Патетической» сонаты, а также одно из своих собственных сочинений, мальчик был зачислен сразу в четвёртый класс фортепианного отдела к Константину Константиновичу Рогинскому и параллельно – в класс композиции к Жанне Лазаревне Металлиди. Тихомиров безмерно благодарен этим преподавателям за те знания и навыки, которые они дали начинающему музыканту.

Профессиональное образование

В годы школьного музыкального образования Андрей Тихомиров буквально поглощал творчество зарубежных, русских и советских композиторов: по возможности скупал ноты и книги, проигрывал все подряд произведения дома на пианино, очень много читал. По окончанию школы в 1974 году он поступил в Ленинградское музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова, и уже после месяца учёбы был переведён на второй курс. Талантливый юноша учился сразу на двух отделениях: фортепианном у А.М. Сердюка и композиторском у Г.И. Уствольской, а также факультативно занимался вокалом.

Интересные и необычные отношения сложились у Тихомирова с его преподавательницей композиции Галиной Ивановной Уствольской. Она была уже довольно знаменитым композитором-авангардистом, личностью неординарной и даже авторитарной. Андрей вскоре вошёл в её ближний круг, несмотря на 40-летнюю разницу в возрасте называл Галей и на «ты» по её требованию, часто бывал у Уствольской в гостях – вёл долгие и, по его словам, странные беседы.

Окончив училище с красным дипломом в 1978 году, Андрей Тихомиров поступил, а в 1983 году закончил Ленинградскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. Класс композиции у Тихомирова вёл знаменитый советский композитор Сергей Михайлович Слонимский.

Творчество и карьера

После завершения высшего образования Андрей Генрихович Тихомиров посвятил себя композиторскому творчеству. Его музыкальный язык прошёл непростой путь формирования: в студенческие годы он увлекался всевозможными авангардными и модернистскими стилями и направлениями, однако чувствовал чужеродность новомодных течений. В какой-то момент его любовь к классической музыке и детская привязанность к советским эстрадным песням объединились, и из-под пера Тихомирова полилась музыка чистая, светлая и мелодичная. Композитор часто слышит упрёки в простоте и примитивности своих сочинений, но менять взгляды на музыкальное искусство и его роль в жизни людей не собирается.

За годы творчества Андрей Тихомиров написал такие произведения, как оперы «Дракула», «Забава дев», камерная опера «Последние дни» по произведению Михаила Булгакова, детскую оперу «Небылица». Для симфонического оркестра композитором созданы три симфонии, ряд инструментальных концертов (наиболее интересен Fantasy-concerto – Второй концерт для фортепиано с оркестром). Он также автор фортепианных и инструментальных произведений (например, трио Zum Abschied, посвящённого друзьям, покинувшим родину), камерно-вокальных сочинений (циклы на стихи Толстого, Хименеса, Агнивцева и многих других). Тихомиров является членом российского Союза композиторов.

Произведения Андрея Тихомирова исполняются многими питерскими, московскими и другими оркестрами, звучат в концертных залах и филармониях по всей нашей стране. Опера «Последние дни» была поставлена на сцене Большого зала Санкт-Петербургской филармонии (в концертном варианте), а фрагменты оперы «Дракула» исполнялись в «Новой опере» в Москве, в концертном зале «Сириус» в Сочи и т.д.

Свои взгляды на проблемы современного музыкального искусства Андрей Тихомиров излагает в статьях, эссе, делится мнением в интервью. Кроме того, композитор ведёт свой сайт, где можно почитать о музыке и музыкантах, послушать авторские произведения и скачать ноты.

Личная жизнь

Андрей Генрихович женат, его супругу зовут Ольга Файницкая, она также выпускница Ленинградской консерватории. Ольга и Андрей поженились в 1980 году.

Муж и жена вместе работают над произведениями Тихомирова: так, Ольга принимала непосредственное участие в написании либретто оперы «Дракула», причём делала это, по словам супруга, очень профессионально, с пониманием специфики оперного жанра. В настоящее время супруги проживают в Болгарии, в городе София.

У супругов есть сын – Аркадий Тихомиров, он, как и родители, музыкант (певец, исполнитель, композитор). Аркадий женат на Анне Пекарской.