Из биографии

Сергей Алексеевич Жаров родился в 1896 г. в Костромской губернии в семье  бывшего фельдфебеля, ставшего купцом 2-й гильдии. Среди шестерых детей он был старший.

Молитвы были обязательным семейным атрибутом. Мать любила их петь, а не говорить и просила сына, чтобы и он пел. Когда она рано умерла, мальчик почувствовал себя одиноким. Отец, женившись в третий раз, уделял сыну мало внимания. Молодая жена не смотрела за детьми. Опекала их его дочь от первого брака Варвара.

Отроческие годы

В 10 лет поступил в Московское Синодальное училище хорового пения. На экзамене нужно было прочитать «Отче наш». Он сказал, что не может читать, и попросил разрешения спеть.

Когда родителей не стало, Сергей поддерживал семью: переписывал ноты, дирижировал хором семинаристов. В старших классах сделался регентом в церкви.

С малых лет он пел в Синодальном хоре и участвовал в его заграничных выступлениях. Однажды хор исполнил произведение С. Рахманинова, который поблагодарил певцов, а Сергея, подвернувшегося случайно, потрепал по голове. Этот случай подросток запомнил на всю жизнь.

Судьбоносное место

Перед гражданской войной С. Жаров окончил Александровское военное училище. В ходе отступления белой армии казаки были эвакуированы в Турцию – в Чилингир. Этой деревушке суждено было сыграть двойную роль в судьбе казачества – и печальную, и судьбоносную. Население деревни занималось овцеводством. На ее окраине были расположены овчарни, в которых и ютились казаки. Холод и сырость, голод, холера и смерть – вот что ожидало их. Они тосковали по родным местам. И только в молитве и в казачьем гимне находили отраду. Приближался религиозный праздник. Решено было собрать певцов в хор, который будет участвовать еще и при отпевании усопших. Начали писать ноты. Сергей занялся аранжировками. Шли спевки. Так в турецкой деревне зарождался Казачий хор.

Болгарский опыт

В Болгарии С. Жаров работал на пивоваренном заводе, на картонажной фабрике, а потом – учителем пения в гимназии и преподавателем гимнастики. Чтобы подработать, хор устроил концерт. Появилось первое серьезное признание.

Вскоре поступило предложение спеть в Софийском соборе. Слушателями в основном были русские эмигранты. После успешных выступлений решено было освободить казаков от физической работы. Они начали петь в разных посольствах. С. Жаров мечтал о выступлениях в соборах других православных стран. Хор стал для него целью жизни.

Австрийское признание

Казаки, которые еще не верили, что они будут стоять на европейской эстраде, предстали перед венской публикой. И вдруг… сердце сжалось от боли... из-за бедно одетых товарищей. Он вспомнил, как мальчиком стоял здесь в синодальном хоре. Преодолев горестные чувства и воспоминания, он поднял руки. Вся уходящая страдальческая жизнь казаков пульсировала в аккордах. Послышался шум нарастающих аплодисментов. Впоследствии певческий коллектив был ангажирован для других европейских городов. После нескольких концертов один из друзей Сергея подошел к нему и напомнил ему их разговор в Болгарии о том, что солисты не верили в хор, и только один Сергей считал, что с этим коллективом можно завоевать мир, только надо эту веру им привить. Теперь казаки верили в него и в хор.

О чем пели казаки

Хор исполнял церковные, народные и военные песни.

Поле – самый распространенный старинный песенный образ, связанный с воинами. Там простор, раздолье коням и казакам. Это их стихия. Это их дом, который они готовы защищать. Поющие создают жизненную картину прощания казаков со своими любимыми, которые их провожают со слезами. А мужчины их успокаивают. Они хотят, чтобы женщины гордились бравыми, героическими мужчинами. Они охраняют мирную, трудовую жизнь своих станиц. На быстрых конях, с острыми шашками они готовы отразить натиск врагов.

Рано утром начинается бой. Батальон казаков идет цепью. Они слышат команду ефрейтора об интервалах. Уже есть убитые, в том числе и поручик Чичерев, затем командир полка Орлов. Враг удивляется красоте казачьего строя.

Внизу Кавказских гор течет бурная река. На ее берегу рос ракитовый куст. Во время сражения казака ранили, и он оказался под этим кустом, на котором сидит сизокрылый орел и сторожит раненого. Казаки любили петь о Кубани, которую называли своим вековым богатырем. Просторная и многоводная Кубань дорога их сердцу. Казаки вдалеке от родных мест и шлют родному краю глубокий поклон. Они говорят, что не посрамят прославленные знамена своих предков.

По степи едут казаки. Один загрустил по родной стороне, которая совсем близко. Полк продолжает путь, а он поскакал навестить дом и передать привет другим семьям от товарищей.

Часто исполнялись в основном народные произведения, например, о тоскливой песне ямщика, которая разливалась по ровному полю под звук колокольчика. Под влиянием этого родного напева у человека скатывалась успокаивающая слеза.

Дирижер-самородок

Еще венские выступления научили Сергея многому. Он избегал однообразия и искал новые пути хорового пения. Дирижер ввел в исполнение подражание струнному оркестру и научился чувствовать акустику зала. Он остерегался превращения хора в машину, поэтому всегда держал его в своеобразном напряжении, изменяя ускорения и замедления. Руководитель не давал певцам возможности привыкнуть к музыкальному шаблону.

Журналист П. Романов писал о почти невидимой публике манере дирижирования С. Жарова и называл его единственным в своем роде «безруким дирижером».

Последние годы

В 1939 г. казаки стали американскими гражданами. Творчество хора достигло пика популярности.

В 1981 г. С. Жаров был введен в Палату славы Конгресса русских американцев. Не многие русские удостоены такого признания со стороны президента США. Заболев, С. Жаров передал права на свой коллектив другу и менеджеру Отто Хофнеру, который в  2001 г. передал хор Ване Хлибка, одному из молодых солистов.

Умер С. Жаров в 1985 году в возрасте 89 лет в Америке.

Из личной жизни

С. Жаров женился на донской казачке Неониле Кудаш, вступив в брак с ней в Берлине. У них был сын Алексей. Семья жила в Лэйквуде.

Ностальгическая память

В эмиграции Сергей Алексеевич тосковал по родине. Когда его спрашивали о заветной мечте, он отвечал:

 

Наследие С. Жарова возвращается в Россию. С 2003 г. в России начали выпускать компакт-диски. К изданию готовится ряд архивных записей церковных песнопений, романсов и народных песен. В музее города Макарьева есть выставка, посвященная С. Жарову.

Знаменитое музыкальное творчество хора и его руководителя было понято и оценено публикой многих уголков нашей планеты. В деятельности казаков отразилось желание широкой, могучей души, оторванной от Родины, быть ближе к ней.