Биография

Кинтаро Хаякава родился 10 июня 1886 года в деревне Нанаура, которая впоследствии стала частью города Чикура (переименован в Минамибусо) в префектуре Тиба, Япония. С юных лет мечтал выучить английский и уехать за границу. Его отец был небедным человеком и занимал должность главы союза рыбаков. В семье Хаякава было пять братьев и сестер.

Сначала Кинтаро хотел стать офицером Императорского флота Японии, но во время получения образования в военно-морской академии в Этадзиме при глубоководном погружении повредил барабанную перепонку. Чувствуя стыд за то, что не оправдал надежды родителей, пытался совершить самоубийство в возрасте 18 лет и нанес себе около 30 ножевых ранений в живот, но в последний момент его спас отец.

Карьера

После того, как Кинтаро оправился от последствий попытки самоубийства, он уехал в США и стал получать образование в Чикагском университете по специальности политическая экономика для того, чтобы стать банкиром. Университет Хаякава окончил в 1912 году и собирался вернуться в Японию.

Но незадолго перед отплытием обнаружил Японский театр в Маленьком Токио (Лос-Анджелес) и увлекся актерской игрой. Примерно в это же время взял себе сценический псевдоним Сессю, что означало «снежное поле» в переводе с японского.

Актерская труппа настолько была впечатлена игрой Хаякавы, что привела на спектакль продюсера Томаса Инса. Тот, в свою очередь, решил превратить спектакль в немой фильм с участием Хаякавы. Сессю не хотел этого и запросил огромный гонорар в 500 долларов в неделю, рассчитывая, что Инс откажется от его услуг. Но продюсер согласился и Хаякава остался на период съемок.

Получившийся фильм под названием «Тайфун» (1914) стал мгновенным хитом и сразу начались съемки еще двух картин «Гнев богов» (1914) и «Жертва» (1914) с Хаякавой и его новой женой Аоки в главных ролях. В этом же 1914 году Хаякава заключил постоянный контракт с компанией, которая сейчас известна как Paramount Pictures.

В 1915 году вместе с фильмом «Обман» был совершен новый прорыв в карьере Сессю и к 1919 году он стал одной из самых высокооплачиваемых звезд своего времени, получая 3500 долларов в неделю и 2 миллиона долларов премиальных за период с 1918 по 1920 годы.

В 1922 году Хаякава из-за растущих антияпонских настроений был вынужден покинуть Голливуд и много лет выступать на Бродвее, в Европе и в Японии. Вернулся он в Голливуд только в 1931 году с ролью в фильме «Дочь дракона».

Самой известной ролью Хаякавы в звуковом кино стала роль полковника Сайто в фильме «Мост через реку Квай» (1957), за которую он был номинирован на премию Оскар как лучшую мужскую роль второго плана.

В период своей актерской карьеры Сессю Хаякава снялся в более чем 80 художественных фильмах. Три фильма с его участием («Обман», «Художник-дракон» и «Мост через реку Квай») стали национальным достоянием США.

Творчество

Миятаке Токо, личный фотограф Хаякавы в начале 1900-х годов в Лос-Анджелесе так вспоминал славу Кинтаро: «Белые женщины были готовы отдаться японскому мужчине… Когда Сессю вышел из своего лимузина перед театром и перед ним была лужа, десятки поклонниц женского пола расстилали свои шубы у его ног».

Второй фильм «Обман» (1915) вывел Хаякаву на вершину его славы. После этой роли Сессю не только приобрел огромный успех, но и стал романтическим идолом и секс-сиволом для женской публики. Женщины стали для него самыми яростными фанатками, что делало его все более и более популярным и высокооплачиваемым актером. В 1919 году он уже сам устанавливал себе зарплату, которая в тот год достигла 3500 долларов в неделю.

В 1917 году Хаякава построил себе особняк в стиле замка в Голливуде, который стал местной достопримечательностью и был ей до тех пор, пока не был снесен в 1956 году.

После роли в фильме «Обман» стал специализироваться на съемках в романтических драмах, время от времени снимаясь в вестернах и боевиках. В конце 1910-х годов основал свою кинокомпанию Hawotrh Pictures Corporation со стартовым капиталом в 1 миллион долларов, который ему дали его родители, которые к тому времени были уже владельцами угольных шахт в Японии.

К 1920 году Хаякава успел сняться в 23 фильмах и заработать 2 миллиона долларов, один из которых вернул своим родителям. Во главе собственной компании Хаякава был и продюсером, и актером главной роли, и разработчиком фильмов, писал сценарии, редактировал и режиссировал картины. Критики неодобрительно высказывались по поводу того, что Хаякава стремился привнести философию Дзен в актерскую игру и принцип «не-деяния» в противоположность известным в том время принципам Голливуда.

В 1918 году Хаякава лично выбрал американскую актрису Марин Сайс, которая стала его партнершей в серии фильмов, таких как «Город неясных лиц» (1918), «Его первородство» (1918) и «Узы чести» (1919). После этого Сайс сменила другая актриса – Джейн Новак.

Слава Хаякавы соперничала со славой Дугласа Фэрбенкса, Чарли Чаплина и Джона Берримора. Он водил позолоченный автомобиль марки «Пирс-Эрроу» и устраивал самые дорогие и самые дикие вечеринки Голливуда в своем замке-особняке. Незадолго до принятия Сухого закона в США наполнил свои подвалы громадным количеством спиртных напитков. Вместе со своей женой Аоки часто ездил в Монако, играл в казино Монте-Карло.

В 1922 году Хаякава покидает Голливуд из-за возросших антияпонских настроений и связанных с этим деловых трудностей. Впервые с тех пор как Сессю приехал в США, он смог посетить Японию. В течение следующих 15 лет он постоянно выступал в Европе и Японии. В Лондоен он снялся в фильме «Великий принц Шан» (1924) и «История Су» (1924).

В 1925 году он написал короткий роман «Принц-бандит» и превратил его в пьесу. В 1930 году сыграл главную роль в пьесе «Самурай», написанной специально для него. На премьере пьесы присутствовал сам король Великобритании Георг V и королева Мария.

Хаякава приобрел широкую популярность во Франции, особенно после успешного фильма «Линия опасности» (1923). Немецкая публика сенсационно приняла Сессю как актера, в России его считали замечательным американским актером. В Японии Хаякава выпустил японскую версию «Трех мушкетеров» на японском языке.

Таким образом Хаякава зарекомендовал себя первым ведущим актером азиатского происхождения в американском и европейском кино, а также первым не-европейцем, который достиг международной славы.

Возвращение в США

Вернувшись в США в 1926 году он снова появляется на Бродвее и в водевилях, открывает храм дзен и учебный зал в Нью-Йорке. Хаякава перешел в звуковое кино и первым звуковым фильмом с его участием стала «Дочь дракона» (1931). Несмотря на то, что его акцент был не очень хорошо для звуковых картин, в 1937 году он вновь снимается в немецко-японском фильме «Дочь самурая» (1937).

В 1940 году, оказавшись во Франции, Хаякава оказался в ловушке, так как не мог покинуть Францию из-за её оккупации немцами. В течение Второй мировой войны ему пришлось зарабатывать на хлеб продажей своих акварельных картин. Этот образ жизни Сессю вынужден был поддерживать до 1950 года.

В 1949 году продюсер Хамфри Богарт нашел Хаякаву и предложил ему роль в фильме «Токио Джо». В 1950 году он снялся в «Трое пришли домой», но был вынужден вернуться из США обратно во Францию.

После фильма «Мост через реку Квай» (1957) Хаякава почти перестал сниматься, изредка появляясь на телешоу и во второстепенных ролях фильмов, а также в мультфильме «Мечтатель» (1966).

После ухода на пенсию Хаякава поствятил остатки своих дней дзен-буддизму, стал рукоположенным мастером дзен, частным учителем актерского мастерства и написал свою автобиографию.

Личная жизнь

1 мая 1914 года Хаякава женился на актрисе Цуру Аоки, которая снялась в нескольких его фильмах.

Первым сыном Хаякавы стал Александр Хейс, родившийся в 1929 году от белой актрисы Рут Нобл. Впоследствии Сессю и Аоки усыновили ребенка и дали ему новое имя Юкио. Позже Хаякава с женой удочерили еще двух девочек: Йошико и Фуджико. Первая впоследствии стала актрисой, вторая – танцовщицей.

Смерть

Хаякава ушел на пенсию в 1966 году. В 1973 году он умер от церебрального тромбоза, осложненного пневмонией. Это произошло в Токио, но похоронен Хаякава был у себя на родине, в Храме Чокейдзи в Тояме, Япония. Его супруга Аоки умерла в 1961 году.