Детские годы

Место рождения Наталии Ивановны Терентьевой – г. Москва. Год рождения – 1926. Семья была тесно связана с театром. Ее бабушка училась вместе с О. Книппер-Чеховой, которой Наташа в детстве декламировала стихи. Все охотно слушали бабушкины рассказы. У дедушки и матери была специфическая работа – они обучали сценической речи.

Семья была патриархальная, очень большая: тринадцать внуков. Бабушкина сестра была прекрасной художницей. Она рассказывала Наталии о Боге и участливо воспитывала. Вечером собирались за большим столом – лепили, рисовали, изготавливали какие-нибудь поделки и обсуждали все, что узнали за день.

Дети часто посещали театр. Домой к ним приходили молодые певцы. Мать помогала им разучивать арии. Дома дети постоянно пели.

Нравственные идеалы семьи

У деда Наталии было немецкое происхождение. Когда он приобрел опыт работы с глухонемыми детьми, то его пригласили в Россию гувернером к ребенку. Впоследствии он открыл первую в России школу для глухонемых детей, которых привозили отовсюду – из деревень, даже из Сибири.  Люди ехали, потому что знали, что их примут бесплатно. Наталия играла с ними в саду и знала, что их надо пожалеть. Так с пеленок прививалось милосердие. Семья помогала бескорыстно, хотя жила небогато,  дети носили заштопанную одежду. Здесь понимали человеческую беду.

Юные годы

Когда началась война, их семью эвакуировали в Казань. Семиклассница Наталия вынуждена была работать. Она каждый день добиралась в другой конец города пешком. У нее была обязанность – покупать дрова. Еще она разносила еду детям железнодорожников.

Наталию привлекала профессия оперной певицы. В Москве мать показала дочку преподавателю вокала. Выяснилось, что данные у нее есть, но денег на обучение не было.

Артистическое творчество

В военные годы Наташа вместе с мамой-военврачом сопровождала санитарные поезда. В конце войны  она была зачислена во вспомогательный состав театра и поступила в Московское театральное училище.

Н.Терентьева работала в Иркутске, Пскове и Ярославле. Всего сыграла более 200 ролей. Ее работы зрители очень любили.

Какой бы образ она ни создавала – княгини, герцогини или  баронессы, пани, генеральши или помещицы, вдовы коллежского асессора, женщины-комиссара или мать революционера, дочь купца, дочь адвоката или врача-психиатра, женщину, занимающуюся гаданьем и предсказанием, или невестку владелицы пароходной компании, горничную, миссис или сваху. Актриса всегда была предметом гордости труппы.

Образ матери

Женщина-вдова, потерявшая мужа-кормильца, прощалась со старшим сыном, который находился в Петропавловской крепости. Мария Александровна пристально смотрела в лицо Саши. Она не имела права на слезы – сейчас придут дети. Она должна быть стойкой, должна переступить через собственную гордость и вымолить высочайшее помилование. Образ М.И. Ульяновой, созданный Н. Терентьевой, поражал силой духа и благородством и всегда волновал зрителей.

Образом, в который она вложила весь опыт и мастерство, стала Толгонай в «Материнском поле» Ч. Айтматова. Актрису всегда привлекала духовная красота и нравственная сила человека. Вместе с героиней повести Н. Терентьева прошла через ее ничем не прикрашенный быт и ее состояние души.

Время, остановись

В квартире пана Франтишека по пятницам состоялись встречи друзей, которые жили в доме престарелых. За ними хорошо ухаживали, они получали подарки и лекарства, но лишь этот день радовал их души и сердца – они наслаждались домашней атмосферой. В пятницу Франтишек прятал часы, чтобы время остановилось. У каждого из героев есть воспоминания. И все бережно поддерживали  иллюзии. А объединяла их всех пани Конти, которую великолепно сыграла Н. Терентьева.

Опыт поражения

Героев Достоевского играть непросто. В основе сюжета романа Ф.М. Достоевского «Игрок» – судьба человека, играющего в рулетку. Одна из героинь – богатенькая московская старушка – в один день проиграла целое состояние. Эта русская барыня проходит через мудрый опыт поражения. Н. Терентьева как всегда не обманула ожиданий зрителя. Спектакль о страстях, об искушениях, о случае и об удаче обогатился ее ролью.

Хищница Меропа

Волки и овцы у А.Н. Островского – это хищники и жертвы. Одна из хищниц сыграна Н. Терентьевой. Меропа Мурзавецкая – помещица, имевшая значительный вес в губернии. Привычная ложь в ней уживалась со знанием того, кто чего стóит на самом деле. А как ловка она делает вид, что не хочет даже руки марать деньгами. По-ханжески звучат ее слова, что если она нагрешила, то и обедать не будет. Пьеса о том, как на смену старому злу приходит зло новое, звучит и сейчас актуально. А образ создан актрисой ярко и выпукло.

Из личной жизни

Муж Н. Терентьевой – артист Сергей Константинович Тихонов. Сергей и Наталия поженились еще в училище. Очень любили друг друга всю жизнь и были, по словам актрисы, большими товарищами. Сын Никита родился в Иркутске. Сейчас он — режиссер.

Главным в жизни для Н. Терентьевой была всегда семья.

Целое артистическое явление

Появление знаменитой Н. Терентьевой во время  спектакля почти всегда заставляло зрителей затаить дыхание. Сцена заполнялась цветами. Н. Терентьева – это целое явление, не провинциальное и не столичное. Это феномен великой актрисы. И как представитель творческой интеллигенции, и как человек она – эталон. Ее жизненный путь и блестящая карьера закончились на 93 году.