Факты из биографии

Сергей Данилович Луганский родился в 1918 г. в г. Алма-Ата. Мать хотела, чтобы сын стал врачом, и пыталась переубедить его. Всю жизнь она работала прачкой и говорила Сергею, что врач может обеспечить себя и детей и его уважают люди. Окончил 8 классов. Судьбу юноши решил его дед, слово которого было всегда последним. Все его 16 детей слушались его беспрекословно.  Внук навсегда запомнил его слова:

Во время поступления в летную школу он и его друг увидели боевой самолет – истребитель в полете и раз и навсегда решили стать летчиками. После окончания школы служил в авиации.

Представитель военного поколения

Люди его поколения почувствовали себя взрослыми в момент грозной опасности. В 21 год С. Луганский участвовал в русско-финской войне. Молодые летчики с нетерпением рвались в бой.

В первом бою он потерял из виду соседей и помчался навстречу врагу.  Он и его товарищ вырвались из строя, нарушив порядок. Тогда С. Луганский понял, что летчик не должен быть безрассудно храбрым.

Однажды во время боя его подбили. Когда резко выбирался из кабины, меховые унты спали с ног, и он остался в носках. А мороз был очень сильный. Он думал только о том, что ни за что не сдастся белофиннам, долго-долго бежал и наткнулся на своих. После этого случая еще больше окреп в мыслях, что будет боевым летчиком, что теперь его жизнь связана только с небом.  

Все дальше на запад

С. Луганский участвовал в обороне Сталинграда.  Летчики прикрывали переправу, сопровождали бомбардировщиков, освобождали колонны пленных. В боях под Сталинградом были разгромлены лучшие летные части Германии. Немецкий историк Гертлиц писал:

В боях за Курск, возвращаясь из боя, группа С. Луганского долго… не могла разыскать аэродром, а горючее уже было на исходе. По компасу ориентироваться невозможно: влияла магнитная аномалия. Увидели пехотинцев и бросили им записку с вопросом – где Новый Оскол. Скоро десятки рук вытянулись в одном направлении, указывая, куда нужно лететь. Отсутствие ориентиров для летчиков могло во время боев кончиться трагически. Потом на земле обозначили стрелы длиной по 50 м, шириной по 5.

В 1944 г. С. Луганский воевал на подарочном истребителе. Деньги на самолет собирали жители г. Алма-Ата. Летчик сам выбирал машину на саратовском заводе. Понравился ему только один, который был создан специально для боев с другими типами истребителей. На его борту было написано его имя.

Воздушные истории

В одном из боев, нажимая на пушку и на пулемет, Луганский, обнаружил, что они молчат. Но не вышел из боя, а все «хитрил», отвлекая немцев от товарищей. А сам все мысленно ругал техника по  вооружению. Потом оказалось, что он израсходовал все боеприпасы, и не заметил, как они кончились.

Однажды он, не успев побриться и без гимнастерки, по приказу командира дивизии вылетел в бой.  Когда взял в плен двух летчиков, остальные смеялись над ним, что небритым больше везет.

С. Луганский летел на разведку с В. Усовым. Когда они уже были почти у своего аэродрома, самолет Виктора подбили, но он сумел выбраться с парашютом.  Сам Луганский остался наедине с немцем.  Ему помог счастливый случай. Когда выпускается шасси, самолет «прогибается»,  этот момент спас летчика: очередь прошла мимо, и он сумел подстрелить немца и взять его в плен. Тот оказался известным асом.

Советское преимущество

Всем известно, что немецкий педантизм вошел в поговорку. Верность себе они сохраняли и на войне, которая была для них трудовым процессом. А работать они привыкли «от» и «до».  Группа С. Луганского этим пользовалась – совершала неожиданные утренние налеты.

В первой половине 1944 г.  в эскадрилью прилетели американцы. И вдруг появились немецкие самолеты. Для советских летчиков этот событие было рабочим моментом. А американцы переволновались, ведь им еще не приходилось воевать по-настоящему.  Потом во время беседы полковник Бонт предложил С. Луганскому сразиться.  Хотя американец умело маневрировал, ему не удалось победить советского летчика.

На дорогах войны не растерял доброты

Бой уже закончился, когда самолет Ивана Глухова заглох, и он вынужден был посадить его на оккупированной территории. Послышались звуки немецких мотоциклов. С. Луганский решил помочь другу, но когда тот уже влезал в кабину, нечаянно задел лампу зажигания. Было понятно, что мотор им не запустить. Немцы уже близко. Тогда еще один летчик присоединился к ним, и они забрались на шасси к его самолету и так и летели до своих.

А эта история произошла с Валерием Федоровским. Летчики после напряженного дня отдыхали. А Валера никак не мог заснуть. Как только он закрывал глаза, ему снились кресты. К нему подошел капитан Луганский и по-дружески поговорил с ним о том, что это бывает с летчиками, которые чаще всего видят не убитого немца, а крест на вражеской машине.

В день рождения Федор Телегин чувствовал себя плохо. Оказалось, что он видел плохой сон.  С. Луганский, пытаясь успокоить боевого товарища, сказал, что в приметы не верит: не боялся летать бритым, летал на тринадцатом номере. Ф. Телегин погиб в свой день рождения. Все не знали, чем объяснить этот случай.  С. Луганский сменил своего боевого друга на посту командира эскадрильи.

Сергей был добрым, сердечным  человеком. В его эскадрильи был боец аэродромной службы –  дядя Миша. Этого мужчину призвали в армию, а его семья осталась в Ленинграде. Жена умерла от голода. Остался жив мальчик, который написал отцу о смерти матери. Дядю Мишу отпустили в Ленинград узнать о судьбе сына. С. Луганский попрощался с ним и, пока летал в бой, все время думал о дяде Мише и его сынишке.

Из личной жизни

Семья Луганских жила в Ростове около аэродрома. Однажды утром в воскресенье он увидел, как солдаты охраны занимали оборону, и сразу почувствовал неладное. Как только он об этом сказал жене Маше, в дверях появился посыльный, который сообщил о войне.

Ростовских жителей должны были эвакуировать. С. Луганский получил задание проверить семьи. Приехав в Ростов, он обнаружил, что их дом был целым, но квартира пустая. Жены и дочки не было. Отправился на вокзал и там нашел их. Семье пришлось расстаться. Сергей возвратился в часть. А жена с дочкой сумели добраться до Алма-Аты. После боев за Днепр ему предоставили отпуск, и он получил возможность побывать в Алма-Ате.

Последние годы жизни

После окончания войны учился в Военно-воздушной академии. Затем служил в армии. В запас ушел в 1964 г. В память о войне С. Луганский написал книги.

Он любил цветы, собрал их коллекцию и заботливо ухаживал за ней. Жизненный путь закончил в 1977 г. Похоронен в Алма-Ате.

Солдат Родины

С. Луганский – один из защитников мира на Земле. Мужественно, не щадя своей жизни, летчик защищал Россию от жестокой, бесчеловечной фашистской Германии. Память о таких знаменитых людях будет жить.